02.06.2006 02:00
Общество

Яна Чурикова - сирена с архипелага Гламур

Текст:  Юрий Богомолов (ведущий рубрики "Телеперсона")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4083)
Читать на сайте RG.RU

По части проникновенности, обольстительности, обворожительности и обходительности она, конечно же, уступает и Тине Канделаки, и Оксане Пушкиной, и в еще большей степени Валентине Пимановой, предпочитающей зашептывать телезрителя. Зато по звонкоголосости, по уровню децибелов своего призывного клекота ей нет равных в отечественном эфире. Если, правда, не считать крикуна Андрея Малахова. Ну, да о нем отдельный разговор и в другой раз.

Ее правильнее числить по разряду зазывал с архипелага Гламур, на котором "Фабрика звезд" - это такой предбанник.

В "дофабричной" жизни Чурикова была персонажем не слишком приметным. Появилась на ТВ она благодаря тому, что ее "высмотрела" на журфаке МГУ Кира Прошутинская. Она ее и привела во "Времечко". Юная Яна для начала поработала корреспондентом под патронажем Льва Новоженова. Как она сама признавалась потом, когда слава ее накрыла с головой, известный телеведущий ее репортажи браковал, называя их "пионерскими" по подходу к материалу, по форме его изложения.

Много воды утекло с той поры. И сейчас, после того как у звездной ведущей за спиной остались такие проекты, как "12 злобных зрителей" на MTV и молодежная программа "Реактив", а на плечах у нее угнездилось бесперебойно работающее предприятие по штамповке попзвездочек, печать советско-пионерского экстаза на том, что делает взрослая Яна Чурикова, неизгладима и, думаю, неистребима. Недаром до сих пор в минуты крайнего душевного подъема с уст этой буржуазной во всех отношениях девушки срывается былая форма обращения к залу и телезрителям - "товарищи".

В советском прошлом таким сызмала бойким, голосистым с четкой дикцией девочкам поручали зачитывать на слетах и иных форумах приветствия, заверения, обращения и прочие торжественные клятвы. Потом эти цветы жизни назначались передовиками ударного труда, знатными ткачихами, крановщицами, животноводами и письмоносицами; чаще, однако, они шли по комсомольско-профсоюзно-партийной стезе и становились инструкторами, секретарями и просто большими общественными деятелями.

В мечтах они могли возноситься высоко, вслед за ткачихой Таней Морозовой, героиней из фильма "Светлый путь", и летать на сказочном автомобиле отечественного производства над Кремлем. Иные из них становились видными государственными деятелями. Как Екатерина Фурцева - министр культуры (в жизни). Или Паша Строганова - мэр провинциального города (в кино - "Прошу слова").

Нынче другое время. Нынче таким общественно активным девчатам прямая дорога в диджеи, виджеи, на "Фабрики звезд", в "Народные артисты". Словом, в передовики ударного труда на поприще шоу-бизнеса.

Яна пошла по ней и не прогадала. Одна из газетных журналисток поинтересовалась у Чуриковой: не завидует ли она юным "фабриканткам", не было ли у нее искушения попробовать себя на вокально-исполнительской ниве.

Наивный вопрос. У одного практичного человека спросили: "Что бы он предпочел: иметь сто рублей или сто друзей?". "Конечно, сто друзей, - ответил он, - у каждого друга займешь по сто рублей, вот тебе и капитал в 10 000".

Телеведущий светится на фоне такого количества звезд, занимает столько света популярности и славы у своих клиентов, что сам становится мегазвездой.

Яна Чурикова ею уже себя давно чувствует. И ей в реальности удалось осуществить мечту Тани Морозовой - полетать высоко в небе. Правда, воспарила эта фабричная девчонка не над кремлевскими стенами и Москвой-рекой, а над Южной Кореей. Там, на высоте 3000 метров, у нее наступила, как она сама засвидетельствовала, полная ясность в голове, и она решила расстаться со своим мужем Гришей.

Возможно, на той же высоте в небе она до конца осознала свое предназначение на этой Земле. "И наконец я поняла, в чем моя роль: я медиум, я прокладка между зрителем и нашими "фабрикантами".

Ну, "прокладка" так прокладка. На зато какая эмоциональная, бравурная, широковещательная и страшно себе нравящаяся. Последнее особенно бросалось в глаза, когда Яна в шоу "Евровидения" объявляла результаты голосования российских телезрителей. Время было отведено девушке самая толика, но она успела и пококетничать, и поподмигивать, и образованность показать, и дать почувствовать, что она сама знает, как она хороша и неотразима. В просторечии все вместе это называется самодовольством, которое в последнее время у нее переливается через край.

А поначалу на нее было приятно смотреть. Она удачно и непринужденно синтезировала в своем образе сразу несколько амплуа: конферансье, шоумена, диктора, комментатора, модератора, жрицы, сестры-хозяйки, старшей пионервожатой и рекламного агента косметической фирмы "Миа".

Телевидение - это конвейер. Испытанием им - самое трудное для телеперсон. Особенно для тех, в чей имидж входит душевная открытость, внутренняя раскрепощенность. Когда все это поставлено на поток, оно невольно унифицируется, автоматизируется, приобретает характер механистичности. А что может более отталкивать, чем формальная задушевность?

Примечательно, что когда нынче ведущая "Фабрики звезд" поминает в своих интервью "фанатов" канала "Культура", то в ее словах явственно слышатся нотки раздражения. Она, девушка образованная, знающая, кто такой Жан Бодрияр, могла бы догадаться, что у этого канала нет "фанатов", а есть всего лишь зрители, и что фанатеют как раз на "Фабрике".

Впрочем, Яну Чурикову понять можно; ее "достало", что ее любимая работа в некоторых слоях народонаселения не ассоциируется со словом "Культура". А люди шоу-бизнеса, сколь бы ни были избалованы известностью, все равно комплексуют - им мало больших гонораров, им надобен статус мастера высокой художественной культуры и, не удостоившись такового, они сильно обижаются.

СМИ и соцсети