Лужков давно критикует накопление нефтедолларов в стабилизационной "кубышке". А открывая химический саммит, он был еще более категоричен: "Термин стерилизация денежной массы равен термину стерилизация России". Он, правда, не стал комментировать "озвученное" в Бюджетном послании президента предложение разделить Стабфонд на две части - резервную и фонд будущих поколений. Но развил свою мысль: "Мы добываем нефть. И продаем ее другим странам, помогая им развивать свое производство. Мы получаем деньги. И отправляем их в зарубежные фонды, помогая им формировать страховые фонды, банковский капитал. Это совершенно нелогично, - резюмировал Лужков. - Тем более что сырьевой ресурс не бесконечен".
По мнению мэра, усиленный экспорт углеводородов при высоких ценах на сырье можно было бы оправдать, если бы государство направляло полученные доходы на развитие науки, сельского хозяйства, промышленности. А химическое и нефтехимическое производство, предложил Лужков, может быть первым "в очереди" на получение денег. Для этого он рекомендовал принять на правительственном уровне целевую программу льгот и кредитования отрасли.
Однако при наличии большого количества свободных денег финансовые власти, по мнению Лужкова, демонстрируют "полное равнодушие" к экономике. Они, считает мэр, заняты сейчас решением одной проблемы - вступлением в ВТО. "Лозунг "давайте вступим в ВТО" - это фетиш какой-то. Мы вступаем сейчас во что-то дурно пахнущее", - выдал очередной афоризм Лужков. По его словам, переговоры об условиях вступления в ВТО проходят "втайне", но прогнозы вызывают опасения - "обрушатся сельское хозяйство, банковский сектор, вся несырьевая экономика".
Кстати, химическая и нефтехимическая промышленность, по мнению экспертов, при вступлении в ВТО окажется как раз в числе "пострадавших". Между тем, по мнению Лужкова и других участников саммита, их развитие могло бы способствовать процветанию всей российской экономики. Ведь на "химии" завязаны многие другие производства. Мэр сослался на США, где "химическая составляющая" производит 25 процентов ВВП. В России на нее приходится чуть более 5 процентов валового внутреннего продукта.
Впрочем, свет в окне все-таки есть. В Татарстане, например, планируют к 2010 году увеличить объем нефтехимии в три раза и за счет этого вдвое нарастить объем валового регионального продукта. Один из самых перспективных проектов - строительство нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске, который рассчитывают запустить уже в 2007 году. Кстати, заявка на государственное софинансирование проекта подана в Инвестиционный фонд. Производство нефтепродуктов является более выгодным бизнесом, нежели экспорт сырья, убежден премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов. "С воодушевлением смотрю на то, что делается в Татарстане. Мы отслеживаем, что может получиться, если власти поддерживают химическую промышленность", - поддержал гостя Лужков. Но тут же заметил, что примеры такие единичны.
Участники форума обратили внимание власти на то, что развитие нефтехимической отрасли тормозят нестабильные поставки сырья, высокие цены на продукцию естественных монополий, изношенное оборудование нефтеперерабатывающих заводов. И решить свои проблемы нефтехимики рассчитывают за счет бюджетных денег, в том числе - из Инвестфонда, а также капитала, привлекаемого в рамках государственно-частного партнерства.