Организаторы фестиваля не делали секрета из того, что заполучить ИФО, да еще вместе со знаменитым маэстро, было непросто. По словам Зубина Меты, он прибыл в Москву всего на один день - в свой выходной, положенный ему как руководителю Баварской оперы. Учитывая краткосрочность российского визита и отсутствие времени для полноценных репетиций, заявлять эксклюзивную программу дирижер не стал, а решил повторить недавно игранное в Загребе и Израиле. Так, москвичам были уготованы увертюра "Леонора N 3" Бетховена, симфоническая поэма "Веселые проказы Тиля Уленшпигеля" Рихарда Штрауса и "Фантастическая симфония" Берлиоза.
Взволнованные причастностью к широко разрекламированному событию и охочие до громких имен слушатели, до отказа заполнившие Колонный зал, предвкушали чудо. Явить его должны были один из самых энергичных дирижеров современности, колоритный индус-космополит, успешно заправляющий фестивалем в Италии, театром в Германии и оркестром в Израиле, Зубин Мета и его великолепный оркестр. Увы, музыканты ИФО значимостью момента не прониклись. Для них приезд в Россию стал нарушением заранее спланированного расписания, добавившим тяготы дополнительного перелета и лишнюю работу в условиях организационной неразберихи. (Как стало известно "РГ", вопрос о транспортировке оркестра из гостиницы в концертный зал маэстро Мете пришлось решать лично, вследствие чего время единственной репетиции сократилось почти вдвое.)
Результат публика получила соответствующий. Добросовестно сыграв написанные ноты, ИФО в очередной раз подтвердил репутацию коллектива, собирающего под свои знамена лучших солистов всего мира. Но как же равнодушны и отстранены от исполняемого были маститые профи!
Совершенная по форме, строгая классицистская "Леонора" Бетховена, "рондо в старомодной шаловливой манере" (такой подзаголовок Штраус дал своему "Тилю") и опиумные сны-мечтания романтического художника в "Фантастической" Берлиоза прозвучали в одном ключе - эмоционально вяло, вязко и однообразно, будто части одного нескончаемо длинного и до зевоты не интересного сочинения. Даже эффектные кульминационные эпизоды оставляли осадок: ни финальное ликование в "Леоноре", ни шумные проделки раздухарившегося Тиля, ни разгул нечисти в "Фантастической" не заставили оркестр стряхнуть апатию и заиграть в полную силу.
За 70 лет завоевав авторитет и титул оркестра мирового уровня, Израильский филармонический, конечно, не опустился до откровенной халтуры. Московское выступление "оркестра еврейского народа" (так называют ИФО на родине) носило характер протокольного, то есть обязательного, но в то же время проходного и малоинтересного, прежде всего для самих музыкантов, мероприятия.