Несмотря на попытки ряда общественных организаций политизировать документ, придав содержащимся в нем выводам скандальный характер, цель доклада исключительно практическая - проанализировать допущенные ошибки и извлечь уроки на будущее.
Лондонские теракты не стали громом среди ясного неба. Задолго до 7 июля британцев неоднократно предупреждали, что атака со стороны террористов - это вопрос не "если", а "когда". Несколько раз в Лондоне проходили широкомасштабные учения, призванные отшлифовать работу спасателей. Тем не менее, когда взрывы стали реальностью, системы спасения дали в ряде случаев досадные сбои.
Собственно, сбой дала сама по себе устаревшая система технического оснащения транспорта и связи. Так, в докладе говорилось о том, что у пассажиров, застрявших в вагонах метро после взрывов, отсутствовала связь с машинистами поездов. А те, в свою очередь, не могли связаться с контрольным центром лондонской службы метрополитена. Рации под землей работали только у сотрудников транспортной полиции, а у спасателей из других подразделений - нет.
Проблемой стал факт оснащения спасательных служб действовавшими на разных волнах радиопередатчиками, что затруднило оперативную связь между ними. У многих жителей столицы отказали в день терактов мобильные телефоны, поскольку техника компаний сотовой связи не выдержала огромного количества звонков. В докладе, однако, не приводится никаких подтверждений гулявшей долгое время версии о том, что мобильную связь в день теракта блокировали спецслужбы, стремясь не допустить переговоров террористов между собой.
По словам одного из британских комментаторов, в целом ситуация в лондонском метро, подвергшемся атаке со стороны террористов, выглядела так, как если бы события происходили в период Первой мировой войны: спасавшимся пассажирам, которые выбирались из тоннелей подземки, передавали сообщения с "поверхности" по эстафете, то есть из уст в уста.
Говорится в докладе и об отсутствии должной слаженности во взаимодействии бригад "скорой помощи", работавших на месте происшествия, с госпиталями, куда предстояло везти раненых. Сотни людей, переживших теракт, отпустили с места происшествия по домам без какой-либо регистрации их данных, так что впоследствии полиция была лишена возможности опросить их в качестве свидетелей. Причем тысячи людей, оставшихся в живых после трагедии, не получили психологической помощи.
И все же грубых ошибок в работе спасательных служб удалось избежать. Не существует никаких свидетельств того, что ошибки в действиях спасательных бригад привели к смерти кого-либо из пострадавших в терактах.
Опубликованный доклад по событиям 7 июля определенно не ставил целью погрозить пальчиком кому-либо "наверху" и скомпрометировать власти информацией о проявленной ими халатности в вопросах гражданской обороны. Замеченные экспертами просчеты лежат не в плоскости большой политики, а в недоработках конкретных ведомств.