07.06.2006 03:40
Экономика

Проблемы современной приватизации

Глава Российского фонда федерального имущества Юрий Петров не склонен спешить с приватизацией больших объектов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4086)
Читать на сайте RG.RU

Те, кто отвечает в правительстве за приватизацию, всегда как на линии огня. В середине 90-х годов их критиковали за то, что раздача госсобственности идет слишком быстро, в конце 90-х возмущение вызывали "правила игры" на залоговых аукционах.

Сегодня, когда эксклюзивным правом продавать государственную собственность наделен Российский фонд федерального имущества, все шишки, как правило, сыплются на него: одни говорят - продали дешево, другие утверждают - завысили начальную цену. Всем, как говорится, не угодишь, но проблемы в деятельности фонда, в организации более эффективного процесса приватизации действительно есть. Об этом на "деловом завтраке" в "Российской газете" говорил председатель РФФИ Юрий Петров.

Военный городок за 700 рублей?

Российская газета | Юрий Александрович, говорят, РФФИ продает высвобождаемое недвижимое военное имущество буквально за копейки. Например, один из военных городков в каком-то "медвежьем углу" ушел за 700 рублей.

Юрий Петров | За 700 рублей? Это, конечно же, выдумки. Но подобные "утки" рождаются не на пустом месте. Продавать военные городки даже в "медвежьем углу" можно гораздо более эффективно. Дело в том, что сейчас РФФИ выставляет объекты на торги без земельных участков, на которых они находятся. Землю новый собственник приобретает в аренду. Таково законодательство. Хотя мы готовы эту землю оценивать и продавать. В этом случае в выигрыше оставались бы все. Новый собственник обретал бы не постройки, подчас начала прошлого века, а готовую для новых застроек территорию, на которой уже подведены основные коммуникации. От продаж таких полноценных военных городков была бы куда большая денежная отдача, благодаря которой можно реально рассчитывать на улучшение ситуации со строительством жилья для военнослужащих.

К сожалению, есть и другие проблемы, в силу которых военные городки обесцениваются еще до начала своей продажи. Так, от момента принятия Росимуществом решения о приватизации военного городка до момента, когда они поступают в распоряжение РФФИ для продажи, порой проходит не один год. За это время многое разворовывается, разрушается - теряет товарный вид, а значит, и цена снижается.

РГ | Интересно, кто же покупает военные городки и с какой целью?

Петров | В основном это строительные компании. И в первую очередь их интересует, пригодна ли территория городков для дальнейшей застройки.

Мы также выставляем на торги вертолеты, самолеты, другую технику, которая "не стреляет". И надо сказать, интерес к ним со стороны мелкого и среднего бизнеса, ремонтных предприятий и физических лиц устойчиво растет. Особенно после того как мы стали регулярно принимать участие в международных выставках вооружений и военной техники. В частности, продажа самолетов в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросла примерно в три раза.

Приватизация идет на убыль?

РГ | В прошедшем году РФФИ чуть ли не впервые в своей истории не выполнил план по доходам в бюджет.

Петров | План 2005 года мы выполнили на 79, 84%. Но, во-первых, прогноз учитывал возможную приватизацию "Связьинвеста". Кроме того, фактическая величина доходов от продажи приватизируемого федерального имущества оказалась ниже прогнозной еще и потому, что по инициативе Росимущества были отменены или приостановлены продажи таких крупных пакетов открытых акционерных обществ, как "Железные дороги Якутии", "Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького", "Алроса" и многие другие. С реализацией этих пакетов план мы бы, безусловно, выполнили.

Во-вторых, я, честно говоря, не вижу большой трагедии в этом. В настоящее время есть все условия для того, чтобы проводить приватизацию с максимальной пользой для государства. Если несколькими годами раньше, когда государственная казна остро нуждалась в денежных средствах, фонд старался хоть как-то, но продать приватизируемый объект, то сейчас мы должны больше думать о перспективе. Зачем спешить продавать то, что при определенных условиях может эффективно работать при государственном управлении. Или зачем продавать сегодня за копейки то, что завтра, при повышении капитализации объекта, может быть продано значительно дороже.

Что касается плана по доходам в 2006 году, то у меня есть все основания быть уверенным в том, что мы его, а это 31 миллиард рублей, выполним. Конечно, если снова не будет большого количества отмен.

РГ | За счет каких в основном предприятий, крупных или мелких, будет обеспечиваться этот план?

Петров | Крупных предприятий, выставляемых на аукцион, с каждым годом становится все меньше и меньше. Если раньше мы приватизировали объекты, скажем, нефтяной отрасли, всем известный "ЛУКОЙЛ", в прошлом году продали акции Магнитогорского комбината, то сейчас таких "лакомых кусочков" - мизер. В этом году, например, в плане продаж стоит АвтоВАЗ, но в нашем распоряжении - лишь небольшой пакет акций. Правда, может еще и КамАЗ появиться, если будет принято такое решение, но и здесь приватизируемые активы незначительны.

Так что специфика нашей работы в 2006 году - уменьшение крупных продаж. Сегодня 80 процентов государственного имущества, которое мы продаем, - это неликвиды.

РГ | Значит, не на пустом месте рождаются слухи о том, что ваше ведомство будет постепенно сокращаться, так как отпадает нужда в этой торговой площадке?

Петров | Не волнуйтесь, РФФИ без работы не останется. Те же неликвиды надо каким-то образом продавать. По словам некоторых чиновников, по мановению волшебной палочки у РФФИ готовы появиться конкуренты, готовые продавать государственную собственность. На деле же не все так просто. В продаже "Связьинвеста" желающие поучаствовать найдутся. А вот что касается неликвидов...

К тому же впереди приватизация государственных учреждений, земельных участков. И другой структуры, которая могла бы этим профессионально заниматься, я не знаю.

Кроме того, у нас появятся и другие направления деятельности. В новом Уставе РФФИ, который, надеюсь, будет принят в самое ближайшее время, есть пункт, который кроме реализации федерального имущества дает нам право заключать договоры с муниципалитетами, компаниями и даже гражданами о продаже их собственности. Кстати, два года назад к нам обращался "Газпром" с просьбой реализовать через РФФИ его непрофильные активы. Но в то время такая деятельность в нашем уставе прямо закреплена не была. И юристы предупредили, что сделки, которые мы проведем, могут быть оспорены в судебном порядке.

РГ | А почему бы при реализации "бросового товара" вам не применять более активно так называемые голландские аукционы, где и цена применительно к рынку выявляется более гибко, и закон продажи предельно прост - кто первый пришел, тот и купил.

Петров | Дело в том, что "голландский аукцион" по закону можно объявлять лишь тогда, когда имущество уже было выставлено на продажу, но покупателей на него не нашлось. Это очень длительная процедура. Допустим, где-то есть одна акция, которую надо приватизировать. Мы объявляли открытый аукцион. Дело не пошло. Еще один - снова нет заявок на участие в нем. Для того чтобы выйти на "голландский аукцион", надо еще по одному кругу проходить всю процедуру в Росимуществе. Чтобы изменить эту систему, надо внести поправки в закон о приватизации. Разрешить Росимуществу сразу определять тот или иной способ приватизации и принимать решение, скажем, о "голландском аукционе". Более того, я считаю, что в некоторых случаях надо проводить аукционы вообще без объявления цены. За сколько купят - и на том спасибо. Специалисты сейчас очень активно обсуждают эти варианты.

РГ | Однажды в Бостоне наши журналисты попали на распродажу в огромном торговом ангаре. Сначала на два часа туда запустили людей, которые могли купить товар с 10-кратной уценкой. А потом - благотворительные фонды, которым все отдали бесплатно, лишь бы сами вывезли товар. Почему бы РФФИ не перенять этот опыт при реализации арестованного и конфискованного имущества? И для государства необременительно, и людям в радость.

Петров | Хороших идей высказывается много. И РФФИ готов на них откликнуться. Но все должно быть прописано в законодательстве. Можно проявлять чудеса гибкости, но только в рамках закона. И сейчас, скажу откровенно, уполномоченные фирмы, которым мы даем на реализацию тот же конфискат, представляющий ценность, получают в "нагрузку" и то, что сбыть просто невозможно.

РГ | Вопрос от нашего читателя. Проводил ли РФФИ продажу ценных бумаг через организаторов торгов на рынке ценных бумаг.

Петров | Нет, не проводил. Дело в том, что в законе прописано 10 способов приватизации. И не все их использует РФФИ. Скажем, один из способов - преобразование предприятий различных форм собственности в акционерные общества. Сегодня это прерогатива Росимущества, как и тот способ, о котором спрашивает ваш читатель. Организовывали они эти торги или нет, я не знаю.

РГ | В прежние годы приватизация сопровождалась бесконечными судебными скандалами. А как сейчас обстоят дела, насколько коррупционен процесс продажи госсобственности?

Петров | Что касается коррупции в процессе приватизации, то здесь ей не на чем процветать. Все достаточно прозрачно. И практически невозможно найти способ заработать на продаже госсобственности. Да, судебные дела имели место. Но в мою бытность временно исполняющим обязанности и председателем фонда РФФИ не проиграл ни одного суда. Более того, как правило, дела рассыпались, не доходя до судебного решения. Так было, например, при продаже такого крупного и в своем роде уникального объекта, каким является завод "Полиэф". Российский фонд федерального имущества провел эту сделку, так называемый "голландский аукцион", строго в правовом поле. Судебные иски проигравших не имели перспектив и не случайно были отозваны.

Что касается арестованного и конфискованного имущества, то, конечно, там возможностей для коррупции больше. И для начала, безусловно, процедуру реализации этого имущества надо максимально приблизить к процедуре приватизации. Сделать ее более доступной для общества и максимально прозрачной.

Холдинги вместо продажи

РГ | В плане приватизации на этот год нет "Связьинвеста". Но ходят упорные слухи, что компанию могут в любую минуту выставить на торги.

Петров | Для того чтобы решить вопрос с приватизацией "Связьинвеста", надо вывести эту компанию из списка стратегических предприятий. То есть речь идет об указе президента. Будет ли он подписан, мне неизвестно.

РГ | Зато нам известна ваша точка зрения. Вы, кажется, предлагаете не выставлять на продажу весь 75-процентный госпакет "Связьинвеста", сохранив в собственности государства 50 процентов плюс одну акцию холдинга. А пока выставить на продажу небольшой пакет.

Петров | Я действительно считаю, что контрольный пакет "Связьинвеста" целесообразно оставить за государством. Моя позиция связана с моим отношением к процессу приватизации в стране. У государства здесь две задачи. Во-первых, как можно эффективнее продавать избыточную собственность. Во-вторых, с моей точки зрения, необходимо более тщательно подходить к вопросам, что продавать и надо ли продавать. Мне кажется, что государство все-таки должно сохранить свой контроль над ведущими отраслями, имеющими огромное значение для общества. При нынешнем финансовом благополучии страны и наличии крепкого Стабилизационного фонда, когда государство не всегда знает, куда лучше направлять деньги от нефтедолларов, не стоит спешить с продажей таких предприятий, как "Связьинвест". Бюджет можно пополнять быстрыми темпами и без приватизации. Лучше подумать над тем, как усовершенствовать систему управления такими холдингами.

РГ | Недавно вы заявили, что процесс приватизации должен привести к созданию в стране 30-40 крупных государственных холдингов в стратегических отраслях. Значит, вы не разделяете мнение тех, кто говорит, что государства стало чрезмерно много в экономике России?

Петров | Считаю, что сегодня государство грамотно действует в этом направлении. Показателен пример с "Газпромом", где оно владеет контрольным пакетом акций. Федеральное агентство по атомной энергии тоже предлагает создать в отрасли холдинг с контрольным пакетом акций у государства. По этому пути уже идет развитие авиационной промышленности. Это же можно сказать о химической промышленности, где есть возможность создать химический холдинг, о других стратегических отраслях. Для 30-40 государственных холдингов всегда можно подобрать высококвалифицированных менеджеров, которые будут эффективно и в интересах государства ими управлять.

К сожалению, в новом уставе РФФИ нас лишают возможности влиять на составление прогнозного плана приватизации, что я считаю неправильным. Мы уже 15 лет занимаемся этим делом и знаем все нюансы и подводные камни процесса.

РГ | Возможно, уже в этом году будет рассмотрен законопроект о приватизации памятников культуры. Кто их будет продавать? РФФИ или кто-то другой? Вопрос ведь очень кляузный, поскольку многие памятники в руинах, и дорого продать их не удастся.

Петров | Если правительство примет решение об их приватизации и поручит эту работу фонду - будем работать. Но сомневаюсь. Поскольку механизм продаж, который положен в основу РФФИ, - чисто технический. Продал объект - и забыл. Что потом с ним будет делать собственник, это уже не наша проблема. А здесь надо будет за судьбой памятника следить, контролировать. Такая продажа, на мой взгляд, возможна на основе "индивидуальных" инвестиционных контрактов, где оговорены все условия.

РГ | Многие наши читатели волнуются за судьбу футбольного клуба "Локомотив". Год назад сообщалось, что он будет приватизироваться. Как сегодня обстоят дела?

Петров | Известный футбольный клуб "Локомотив", который с успехом защищает спортивную честь нашей страны и на международной арене, - это, насколько я знаю, закрытое акционерное общество. Там нет государственной доли пакетов акций. И он, если говорить о возможной приватизации, не имеет никакого отношения к спортивному обществу железнодорожников с таким же названием. Вообще, что касается "Локомотивов", "Гудков" и даже "Красных площадей", мой совет - смотрите прогнозный план, и многие вопросы для вас станут понятны.

Бизнес