08.06.2006 04:32
Экономика

Правительство решило не менять прогноз развития страны на 2007-2009 годы

Вчера министры продолжали дискуссию о ценах на услуги естественных монополий
Текст:  Елена Лашкина
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4087)
Читать на сайте RG.RU

"Этот прогноз минфин согласует, принимая его как данность, как компромиссный вариант", - не удержался от критики министр финансов Алексей Кудрин. Правда, тут же честно и предупредил, что считает нынешние действия правительства рискованными, поскольку в стране создаются условия и для роста инфляции, и для укрепления рубля. "В этом году мы втянулись в дополнительные расходы, но дальше так нельзя", - взывал главный финансист.

Предложенный же уровень тарифов на услуги естественных монополий, которые в этом году даже не попытались скрыть свои аппетиты, поставив кабинет министров перед фактом, что цены вырастут темпами гораздо выше инфляции (на газ: в 2007 - на 15%, в 2008 - на 14% и в 2009 - на 13%; на пассажирские перевозки: в 2007 - на 12%, в 2008 - на 11% и в 2009 - на 10% и на электроэнергию соответственно на 10, 9 и 8 процентов), судя по всему, тоже не очень-то радует главного финансиста. Поэтому, фактически поддержав своего коллегу экономиста, который еще в прошлом году активно выступал за обуздание аппетитов монополистов, Кудрин предложил обложить налогом сверхприбыль "Газпрома". По подсчетам минфина, незапланированные доходы "Газпрома" будут оцениваться в 400 млрд. рублей. "Мы могли бы подумать о налогообложении этой сверхприбыли", - заметил финансист. Глава же минэкономразвития хоть и не предлагал подобных мер, но все же напомнил, что объем незапланированных доходов "Газпрома" в 2005 году превысил 500 млрд. рублей, в этом году от благоприятной конъюнктуры цен на газ газовый холдинг получит еще свыше 200 млрд. Правда, активно выступать против монополистов Греф все же не стал и лишь ограничился рекомендацией - направлять эти незапланированные доходы в профильные активы "Газпрома" - в добычу и транспорт. "В условиях великолепной ценовой конъюнктуры нельзя разбрасываться и покупать все, что на рынке лежит, - наступил на больную мозоль "Газпрома" министр. - Холдинг должен заниматься своей профильной деятельностью либо поделиться с государством и перенаправить сверхприбыль на другие нужды".

Тут же премьер вспомнил о ситуации в электроэнергетике. "Реформа электроэнергетики идет энное количество лет. Должен быть результат", - то ли советовал, то ли недоумевал Фрадков.

На время кабинет министров даже сделал вид, что успел позабыть о предложении Кудрина, которое так и повисло в воздухе немым укором. Но министр финансов не сдавался. Он вновь напомнил еще и о том, что неплохо было бы и ограничить заимствования госкомпаний. "Если государство одной рукой стерилизует, то должно знать и то, что делает другой рукой", - заметил Кудрин, предложив "не запретить заимствования госкомпаний, а ограничить их".

Фрадков призвал жестко контролировать инвестиции в естественные монополии и зарплату их менеджеров

Михаил Фрадков, слушая главного финансиста, проявил всю выдержку, на которую был способен. "Что касается инфляции, то здесь все значительно проще: примем комплекс антиинфляционных мер и надо выполнять", - просто высказался он. Умолчав при этом, сколько раз правительство принимало подобный план и сколько раз он напоминал своим подчиненным о личной ответственности за невыполнение этих решений. "Я стараюсь не втягиваться в дискуссию, которую вы (Кудрин. - "РГ".) постоянно навязываете по экономии бюджетных расходов", - заметил он. Борьбе с инфляцией, по его мнению, конечно же, есть место, но надо и навести порядок в естественных монополиях, "жестко контролируя их инвестиционные программы, а также зарплаты менеджеров этих компаний". "Необходимо принять целый комплекс мер по этим вопросам, если хотя бы один из них не будет решен, не удастся свалить ответственность на других", - сказал премьер.

Что же касается укрепления рубля, то и в этом вопросе министр финансов остался в одиночестве. По мнению Фрадкова, надо эту тему рассматривать более детально, чтобы "не делать огульных выводов о том, что укрепление рубля - это плохо".

Единственный, кто пытался возражать премьеру, экономистам и аналитикам, так это министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. "У меня большие сомнения в отношении исполнения Послания президента, удвоения ВВП и снижения бедности, - заметил он. - Скакать на мертвой лошади дальше невозможно".

Министр настаивал на том, что темпы роста цены на газ в 2007 году не должны превышать верхнюю планку инфляции, установленной на следующий год. "Это будет справедливо и впрямую зависит от правительства", - заявил Гордеев. Такую схему, по его мнению, можно закрепить на несколько лет, чтобы дать сельскому хозяйству возможность изменить свою внутреннюю структуру. "15 лет мы живем в модели экономического дарвинизма - практически выживаем", - охарактеризовал он ситуацию в сельском хозяйстве. К примеру, в результате роста цен на энергоносители, прибыль в сельском хозяйстве в 2005 году сократилась на 17%, а в нефтяном секторе - удвоилась. "Такие отраслевые диспропорции правительство не должно допускать", - призывал Гордеев, предложив внести в протокольное решение заседания правительства пункт о создании специальной экспертной комиссии, чтобы можно было проанализировать межотраслевые пропорции и понять, что будет происходить с реальным сектором экономики. Кроме того, он предложил разработать план действий по таможенно-тарифной политике, чтобы окончательно не отдать рынок зарубежным производителям. В частности, заметил он, в Белоруссии государственная поддержка сельхозпроизводителей на 1 га пашни в 10 раз выше, чем в России. "Именно поэтому в три раза возросли поставки, к примеру, сыра из Белоруссии к нам", - возмущался министр сельского хозяйства. Но по лицам коллег он с ходу определил, что поддержки в этом вопросе ждать сложно, поэтому попросил разрешения в случае если правительство не примет его предложения, дать ему право выступать с соответствующими докладами на заседаниях Федерального Собрания.

В этот монолог и вмешался первый вице-премьер Дмитрий Медведев, а по совместительству председатель совета директоров "Газпрома", заметив, что "нельзя грести в обратном направлении, нежели весь мир", имея в виду повышение газовых тарифов, к которым в последнее время приспосабливаются и на Западе. Его решил поддержать и вице-премьер Александр Жуков, контролирующий РАО "РЖД". По мнению Жукова, тарифы на железнодорожные перевозки надо повысить более чем на 8% в 2007 году либо уже со следующего года напрямую дотировать пассажирские перевозки из федерального бюджета. Поскольку предполагаемая индексация тарифов на железнодорожные перевозки существенно ниже, чем вырастут тарифы, например, на электроэнергию, себестоимость железнодорожных перевозок, по его словам, вырастет, а средств для обновления подвижного состава будет недостаточно. В связи с этим Жуков уверен: "либо нужно повышать тариф на железнодорожные перевозки в 2007 году не на 8%, а больше, либо четко определиться с ликвидацией перекрестного субсидирования". "Иначе не сможем продолжить реформу в железнодорожной сфере, а именно разделение на пассажирскую и грузовую составляющие", - подчеркнул он.

Не удержался и глава РЖД Владимир Якунин, предложив сравнить цифры рентабельности: у РЖД - 1,3% при 4,7% у РАО "ЕЭС России" и 21,1% у "Газпрома". В общем, в железнодорожном ведомстве не согласны с ситуацией, когда тарифы для компании устанавливаются "с меньшей дельтой по уровню инфляции", чем у других госмонополий, на фоне обещаний компенсировать это выделением дополнительных средств на ликвидацию перекрестного субсидирования. "Мы с таким подходом не согласны. Давайте это запишем в постановлении правительства, где будет четко сказано, что будет с перекрестным субсидированием. Например, 10 млрд. рублей в этом году, 16 млрд. рублей - в следующем. Иначе мы провалим третий этап реформирования", - заявил Якунин.

- Постановка правильная, - примирительно заметил премьер.

Свое веское слово сказал и глава Центробанка Сергей Игнатьев, поддержав предложение о повышении цен на газ. Как оказалось, в этом вопросе он настроен даже более революционно, чем сами монополисты. "Цены на газ нужно повышать смелее, чем планировалось это делать до сих пор. В принципе мы одобряем этот подход", - заметил Игнатьев, видимо, предполагая другой финансовый ход.

Его вдруг поддержал и Фрадков. Он решил высказать даже не собственную точку зрения, а, как считает премьер, мнение всех россиян о том, что население готово выдержать обоснованное повышение тарифов на услуги естественных монополий, если оно повышает качество жизни. Правда, население об этом еще мало что знает. Но уж если и узнает, то последствия могут быть сравнимы разве что с запуском реформы замены льгот деньгами. Ведь с 1 января всем россиянам придется сделать еще и выбор того, кто будет управлять их домом, что неминуемо приведет к повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А тут такие сюрпризы от властей. При том что доходы населения, согласно прогнозу, будут расти еще более медленными темпами, чем ранее.

- Все же прошу записать в протокольное решение вопрос о налогообложении сверхприбыли "Газпрома", - настоятельно заметил Кудрин, посоветовав всем прочитать Бюджетное послание президента.

- Учитывая столь бурную дискуссию, предлагаю протокольное решение не изменять, - вдруг жестко отрезал первый вице-премьер Дмитрий Медведев.

- Все прочитали Бюджетное послание и выучили его наизусть, - примирительно заметил Фрадков.

Товары и цены Энергетика Правительство