В Symphonica Toscanini работают музыканты, средний возраст которых 25-30 лет. Устраиваясь в оркестр, исполнители-солисты не проходят процедуру конкурсного прослушивания - им верят на слово. Но есть и оборотная сторона такого доверия. Дать оркестрантам гарантии стабильного заработка не может никто: количество контрактов "Симфоники" зависит лишь от нее самой.
"Они молоды, талантливы и у них есть драйв, который делает совместную работу необыкновенно привлекательной", - так характеризует своих подопечных маститый дирижер. В том, что азарта и уверенности в собственных силах питомцам Лорина Маазеля не занимать, было очевидно еще до концертов: в программах значилась наипопулярнейшая классика, требующая идеального исполнения. Первый концерт составили фрагменты из опер Верди и "Шехерезада" Римского-Корсакова. Второй - Третья "Героическая" симфония Бетховена и Девятая симфония "Из нового света" Дворжака. Подобное жанровое и стилевое разнообразие можно было сравнить с показом мод, в котором элегантные деловые костюмы соседствуют с шикарными платьями для коктейлей, а пляжные наряды с этническими комплектами. Что до класса этой музыкальной коллекции, Симфонический оркестр Тосканини явил уровень, достойный заветного словосочетания - "от кутюр".
Роскошные, певучие струнные, щедро дарящие насыщенными тембрами и богатством красок, и великолепные в своей мощи и благородстве звучания духовые образовывали идеально сбалансированный ансамбль, каким похвастаться могут далеко не все даже самые именитые оркестры. Под чутким руководством Лорина Маазеля, проработавшего каждую деталь и не упустившего ни один нюанс (оба вечера маэстро дирижировал на память без партитуры), звучание к тому же обретало лоск, индивидуальный шарм и подлинную аристократичность. Предвестница будущих героических опусов, первое крупное сочинение осознавшего свою неизбежную глухоту Бетховена, Третья симфония предстала в виде совершенного по форме и содержанию шедевра. И напоминающая ранние опусы беззаботная непосредственность первой части, и сдерживаемое, не выставленное напоказ, но ощущаемое в каждое ноте отчаяние траурного марша, и несколько натянутая радость финала, - все это Симфонический оркестр Тосканини сыграл с кристальной ясностью. Казалось, что сам Бетховен, изъяви он желание высказать свои потаенные мысли и предпослать текст симфонии, не смог бы передать чувства лучше.
Программным сочинениям Римского-Корсакова и Дворжака Лорин Маазель уготовил элегантную упаковку, не дав вывалиться из нее ни бешеным кавказским ритмам, ни тягуче-лиричным славянским мелодиям. Безупречное чувство меры и вкуса американского дирижера соседствовали здесь с желанием поразить слушателя голливудским великолепием экзотических, но все же пригодных для употребления европейскими гурманами, музыкальных блюд. Гедонистическая окраска и маленькие озорные вольности (вроде слегка свингующей скрипки-соло в "Шехерезаде"), ничуть не нарушали авторского замысла, но добавляли необходимую "изюминку", спасающую классику от излишней академичности. Оба выступления оркестра завершились полным триумфом.