Напряженным на вчерашнем пленарном заседании было обсуждение только одного из четырех законопроектов реформаторского пакета о сроках и отсрочках. Ко второму чтению в проект были внесены почти три десятка поправок, по большей части технических, которые уточнили нормы законопроекта, но, по мнению депутатов оппозиции, не сделали их мягче. Концепция, предложенная минобороны, осталась неизменной: чтобы сократить срок службы по призыву до года, что давно уже было обещано народу, нужно сократить число отсрочек.
А потому большинство предложений думцев, пытающихся заставить минобороны пойти на уступки, отсекалось одним и тем же аргументом - упразднение отсрочки связано с необходимостью обеспечения сокращения срока военной службы по призыву.
Как заявил независимый депутат Владимир Рыжков, в конфликте оказались две логики: логика минобороны, которое испытывает дефицит кадров, и логика развития России, гражданской экономике которой требуются рабочие руки. "Интересы военного ведомства прямо бьют по интересам экономики страны", - считает Рыжков. Его предложение - сохранить отсрочку для учащихся техникумов и ПТУ. А сокращать, по мнению депутата, надо число генералов в армии. "Ну должна же быть и гражданская совесть, нельзя упрекать нас в том, в чем мы не виноваты!" - возмутился замминистра обороны Николай Панков. По его словам, минобороны само заинтересовано в том, чтобы в армию приходили подготовленные люди. Поэтому молодым людям, которые желают стать высококлассными образованными специалистами и идут по ступеням обучения вверх - школа, вуз, аспирантура, докторантура - отсрочка сохраняется. Сохранится она в соответствии с поправкой, внесенной в законопроект ко второму чтению, если студенту пришлось взять академический отпуск, перейти на другой факультет или восстанавливаться в том же вузе после отчисления по уважительным причинам. Но если к двадцати годам призывник не смог окончить ПТУ или техникум, в армию ему придется идти не доучившись.
Думцы настаивали на том, чтобы отсрочка предоставлялась для ухода за родителями. Минобороны в принципе соглашалось, но уточняло - требуется заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы о том, что близкие родственники действительно нуждаются в таком уходе. Оппозиция призывала "единороссов" не идти на поводу у генералов и оставить отсрочки для сельских учителей и врачей. "Что у нас - армия рухнет, если 92 сельских врача не пойдут служить?" - возмущался вице-спикер Сергей Бабурин. "Сто дополнительных человек в казарме не спасут армию, а вот сельская больница останется без врачей, а сельская школа без мужчин-учителей", - вторил ему Владимир Рыжков. Светлана Савицкая предлагала оставить отсрочку для молодых отцов годовалых детей, сомневаясь, не окажется ли адресная социальная поддержка для молодых мам "обещаловкой".
Но Николай Панков сообщил депутатам, что пришел в Госдуму с текстом законопроекта, который сейчас согласовывается с минфином: беременная жена призывника будет получать четыре тысячи рублей, к этой сумме прибавится еще две тысячи, когда ребенок родится. К тому же молодой отец будет служить недалеко от дома и сможет оказывать своей семье помощь, если она потребуется. Впрочем, беременность жены может быть основанием для отсрочки, если в семье уже есть ребенок. Единственное, чего в результате смогли добиться депутаты, вопреки мнению минобороны, - отстоять отсрочку для молодых отцов детей-инвалидов. Как заявил Николай Панков, с принятием этого закона, все равно 85 процентов россиян призывного возраста не будут призваны в срок. "Нам отступать больше некуда", - сказал генерал. Законопроект поддержали 356 депутатов.