08.06.2006 05:30
Власть

"РГ" публикует Водный Кодекс

"Российская газета" публикует Водный кодекс РФ
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4087)
Читать на сайте RG.RU

Итак, главный закон о воде, о котором так много говорили, принят и сегодня публикуется в "Российской газете".

 

Поставлена точка в острых спорах о собственности на водные объекты, о полномочиях разных уровней власти, о водоохранных зонах и многом другом, что может повлиять на нашу повседневную жизнь и наши привычные представления о том, что же такое вода.

Самый принципиальный вопрос, который будоражил многих, - о приватизации водных объектов. Такая возможность в Водном кодексе однозначно провозглашена, хотя и с некоторыми оговорками. Противники частной собственности настаивали, да и продолжают настаивать на том, что вода - общее достояние и приватизация водоемов противоречит Конституции. В подтверждение цитируется статья 9 Конституции о том, что земля и другие природные ресурсы являются "основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории". При этом почему-то забывают процитировать вторую часть этой статьи, которая говорит, что эти самые ресурсы "могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Поэтому ссылки на Основной Закон страны в данном споре несостоятельны.

Сразу скажем: километр Волги, заливчик Байкала или полводохранилища приватизировать невозможно. В федеральной собственности остаются все естественные водные объекты - реки, озера и так далее, а также водохранилища и каналы. В собственности субъекта РФ, муниципалитета, физического или юридического лица могут оказаться только пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Обратим внимание: нельзя приватизировать водный объект, можно приватизировать участок земли, на котором этот водный объект находится.

Впрочем, в вопросе собственности в новом Кодексе оказалась, по сути, не точка, а запятая. Дело в том, что на этапе прохождения проекта через Совет Федерации сенаторы его одобрили, но потребовали внести в него три существенные поправки, которые должны быть подготовлены и введены в действие вместе с Кодексом с 1 января 2007 года. Во-первых, будет запрещена приватизация водных объектов, обеспечивающих население питьевой водой, а также имеющих хозяйственно-бытовое значение.

Во-вторых, запретят приватизацию водных объектов, которые в настоящее время находятся в муниципальной собственности (прудов, обводненных карьеров), то есть будет разрешена приватизация только тех водных объектов, которые до сих пор не имеют собственника. В-третьих, будет невозможна переуступка прав пользования водными объектами от одного водопользователя к другому (пока эта норма в Кодексе остается). Таким образом, возможность передачи водоема в частные руки будет весьма ограничена.

Кодекс четко разграничивает полномочия по управлению водными объектами между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. Значительная часть распорядительных полномочий передана субъектам. Но отдана не просто так. Федерация установила достаточно жесткий контроль за осуществлением этих полномочий. Предусмотрена даже процедура отзыва этих полномочий в случае их ненадлежащего исполнения. Муниципальным органам, прежде всего муниципальным районам, предоставлены новые полномочия по регулированию использования воды для хозяйственного и бытового назначения.

Кодекс наводит порядок и в предоставлении прав пользования водными объектами. На сегодняшний день действуют два основания для пользования - лицензия и договор, причем нужно иметь одновременно то и другое. Теперь эта процедура существенно более упорядочена. Есть виды водопользования, для которых надо подписывать только договор (это, как правило, связано с забором воды предприятиями), а есть виды водопользования, на которые надо получать только решение, то есть административное основание. Например, проведение каких-либо работ на водах, рыболовство и так далее. То есть там, где используется непосредственно вода или водная гладь, тогда нужен договор, а если на водоеме находится некий объект (например, нефтяная вышка, водный транспорт, опоры моста), то здесь требуется решение. Таким образом, устраняется избыточность администрирования, избегается двойная оплата: там, где действует договор, надо платить за воду, а там, где ты уже заплатил за право осуществления деятельности, дополнительная плата не требуется.

Новый Водный кодекс расставляет точки над "i" и в таком болезненном вопросе, как водоохранные зоны. Многие скандалы, судебные тяжбы вокруг так называемых незаконных построек на берегах водоемов должны уйти в прошлое. Кодекс однозначно называет параметры водоохранных зон для разных видов водоемов и дает перечень того, что там можно делать, что нельзя. В частности, в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных и прочих опасных веществ. Запрещается также движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением их движения по дорогам и стоянки в специально оборудованных местах с твердым покрытием. А вот строить в водоохранных зонах можно при условии оборудования объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.

Досье "РГ"

Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по объемам пресной воды. У нас сосредоточена четверть общемировых запасов питьевой воды. Водные ресурсы России - это 13 морей, 3 миллиона рек, 2,5 миллиона озер.

Госуправление Ресурсы Гражданское право Президент