09.06.2006 03:55
Общество

Символы государства стали популярны у молодежи

Символы государства стали популярны у молодежи
Текст:  Екатерина Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4089)
Читать на сайте RG.RU

Праздник души, именины сердца для государственных деятелей и примкнувших к ним геральдистов. По данным ФОМ, за последние годы популярность российского флага сильно выросла. Он нравится 77 процентам россиян и только 11 - нет (в 2002 году симпатию к триколору высказали 64 процента, в 2004 г. - 73). А самую горячую любовь к государственному символу высказали молодые люди от 18 до 35 лет - в их среде флаг нравится 86 процентам. Кроме того, большая часть - 68 процентов опрошенных - уверены, что в нашем обществе преобладает уважительное отношение к флагу, лишь 10 процентов считают обратное. Правда, только 9 процентов хоть раз вывешивали триколор из окна своего дома, на даче и другой "личной территории".

Опросы ФОМа, как правило, бывают привязаны к конкретным фактам, которые широко обсуждаются в обществе и прессе. В этот раз тоже. Сам вопрос о флаге у социологов возник после того, как в ряде южно-российских городов власти запретили рядовым гражданам вывешивать флаги в будние дни над частными домами, усмотрев в этом "неуважение" к госсимволу. Респонденты (а было их, в соответствии с выборкой, 1500 человек в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России плюс 600 москвичей) в основной массе и не подозревали о том, что федеральный закон вне праздничных дат не позволяет вывешивать государственные флаги на зданиях частным лицам - это прерогатива только органов власти разного уровня (23 процента об этом знали, еще 16 - "что-то слышали").

Однако половина опрошенных - 48% - заявили, что одобряют сограждан, которые в обычные, непраздничные дни вывешивает государственные флаги на своем доме, на даче либо на машине (не нравится это 18 процентам, затруднились ответить 34). Примерно так же распределились мнения и о тех, кто украшает триколором в обычные дни здания предприятий, фирм, магазинов, кафе или бензозаправок. Аргументы "за" понятны: "это любовь к стране, и такое запрещать нельзя", "они гордятся тем, что они россияне", "мы живем в свободной стране, и если человеку нравится вывешивать флаг, то пусть вывешивает", - сказали участники опроса, поясняя социологом свои ответы. Аргументы против тоже не новы: "государственный флаг - священный символ, нельзя его трепать без дела" (это мнение 4 процентов), "у нас не Америка, чтобы на каждом частном доме флаг висел";"это показуха" и т.д. Более половины россиян

(46 процентов) поддерживают идею того, чтобы разрешить вывешивать государственный флаг когда хочется и где хочется людям. По данным ФОМ, чаще прочих такую позицию занимает молодежь (53 процента), люди с высшим образованием (58), с доходом более 3000 руб. на человека в месяц (55), жители Москвы (56) и других мегаполисов (52). Считают нужным оставить запрет в силе чуть больше трети респондентов.

Итоги опроса для "РГ" комментирует президент ФОМ Александр Ослон.

Российская газета | Александр Анатольевич, молодежи всегда был свойственен "нигилизм". Что произошло? Почему она вдруг так полюбила государственный символ?

Александр Ослон | Эту тенденцию я связываю с тем, что в жизнь вошло новое поколение, чье видение мира существенно отличается от мировоззрения старших. Этих людей можно с некоторой долей условности назвать "поколением Путина": именно в начале нового тысячелетия (в "эпоху Путина", если брать политическое измерение) они окончили школу, стали жить самостоятельно. Их доля в общем числе респондентов естественным образом растет.

Особенно сильно отличается от взглядов старших то, как видят мир совсем молодые люди - те, кто окончил школу в 2000 году и позже. Среди них доля тех, кто положительно реагирует на присутствие флага в повседневной жизни, намного выше, чем в старших возрастных группах. По данным ФОМ, среди тех, кому до 35 лет, соотношение сторонников и противников этого - 53 процента на 10. Среди 36-54-летних расклад - 45 на 34 процента. В группе старше 55 лет - 38 процентов поддерживают, а 42 - нет. Наглядная иллюстрация того, что все дело в той призме, через которую смотрят на мир люди разных возрастов и, следовательно, воспитания и мировоззрения.

РГ | С какими улучшениями в жизни молодежи и России в целом, по-вашему, это связано?

Ослон | Я бы не стал вводить в интерпретацию социологических данных те моменты, которые в них не присутствуют. Об "улучшениях" в данном опросе речь не шла, это другая тема. Когда человек говорит, что предпочтительнее вывешивать флаги на улицах, чем запрещать это, - это совсем не означает, что он стал лучше жить и благодарит за это власть.

РГ | То есть у чиновников нет повода сказать что-то вроде "ага, люди сильнее полюбили государственный флаг - значит, больше довольны нашей работой"?

Ослон | Я имею дело с фактами, а не с домыслами и пропагандистскими клише. Покажите мне конкретных управленцев, говорящих "это наша заслуга, что люди больше родину любят". Лично я таких высказываний не помню и не считаю подобную интерпретацию данных корректной.

Другое дело, что мы действительно наблюдаем изменение самоидентичности, самосознания россиян, и отношение к флагу вписывается в общие закономерности. Люди, которые иначе видят мир, по-другому относятся и к символам государства. Эволюцию мы наблюдаем с начала нового века и тысячелетия - с тех пор как появились первые признаки того, что "постреволюционный хаос" 90-х гг. уходит в прошлое, жизнь нормализуется, начинается экономический рост. А главное - у людей крепнет ощущение, что завтрашний день не просто "будет", но и станет лучше сегодняшнего, что негативных перемен ждать не надо и можно спокойно планировать собственную судьбу и будущее своих детей. Это называется словом "стабильность" - если понимать под ней не застой, а нормальную жизнь. Новое поколение повзрослело именно под знаком таких перемен и своим присутствием лишь усиливает "новые веяния" в общественной атмосфере. В свою очередь, естественным образом уходят те, чье формирование шло в абсолютно других условиях и кто совершенно иначе воспринимает нынешнюю реальность. Самый же фундаментальный фактор - ответ на вопрос, кто управляет жизнью, я сам или кто-то. Пусть в силу собственной молодости, но новое поколение чаще считает себя "кузнецом собственного счастья", уверено в будущем. А старшие товарищи обычно ссылаются на "внешние условия", благодаря которым можно достичь или не достичь успеха, нормально жить и т.д.

РГ | Кого в России сейчас больше - оптимистов или пессимистов?

Ослон | В разных возрастных группах соотношения, естественно, не совпадают. Но среди молодежи оптимистов гораздо больше. Если сравнивать с 1999 годом - "точкой максимального пессимизма", то количество молодых людей, в той или иной степени выражающих свой оптимизм по поводу происходящего в стране, выросло примерно в 2 раза.

Социология Фонд "Общественное мнение" (ФОМ)