Говорят, что Исландия - это страна, которая способна очаровать самого искушенного путешественника. А уж сами исландцы утверждают, что "если ты не видел Исландию - ты не видел ничего". Правда, увидеть красоты второго по величине острова в Европе, который находится в Северной Атлантике, с ледниками и огнедышащими вулканами, с гейзерами и озерами, Фрадкову так и не удалось. Прилетев поздно вечером из-за того, что дела государственные на родине задержали, российский премьер мог насладиться разве что белой ночью. А уж раннее утро началось по-скандинавски традиционно: главы правительств государств Балтийского моря открыли свою 6-ю встречу фотографией на память.
Подобные встречи глав правительств Совета государств Балтийского моря (СГБМ) проходят не так уж и часто - раз в два года. Собрались же главы правительств именно в Рейкьявике потому, что в настоящее время Исландия председательствует в Совете государств Балтийского моря. В СГБМ входят 11 европейских государств: Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция и Эстония. Однако в этот раз Литву и Германию на заседании представляют министры иностранных дел. После выборов в Германии пути Ангелы Меркель и российского премьера пока так и не пересекались. Хотя канцлеру ФРГ наверняка есть что сказать главе российского кабинета министров и о строительстве Северо-Европейского газопровода, вопрос о котором обсуждался вчера на Совете, и о том, как она представляет будущее стран Балтийского сотрудничества, развитие демократии в 11 странах.
Фрадков же, как обычно, убеждал балтийских коллег в энергетической безопасности и региона, и строительства газопровода, вокруг которого возник ажиотаж с излишней политизацией коммерческого проекта. Поляки, выступившие против строительства СЕГ, готовы были даже протянуть собственный газопровод из Норвегии к себе, поскольку по международному соглашению две газовые магистрали не должны пересекаться. Однако, как заверил Фрадков, российскую сторону не пугает намерение ряда государств Балтийского моря провести экологическую экспертизу этого проекта. "Все, что мы делаем на Балтике, соответствует самым высоким экологическим требованиям", - заметил российский премьер.
Впрочем, темы, которые обсуждают главы правительств Совета, как правило, традиционные. И то, что Фрадков предложил рассмотреть вопрос, связанный с оптимизацией транспортных потоков в регионе, в частности, организации транзита грузов в Калининградскую область, собственно, никого не удивило.
Но приехав в Исландию, куда не так часто прибывают столь высокопоставленные российские чиновники, Фрадков не мог не встретиться с руководством этого островного государства. В отношениях стран есть немало проблем экономического, а не политического характера. Товарооборот между Россией и Исландией, упавший в 2005 году до 55 млн. долларов, по-прежнему оставляет желать лучшего. Около 50 процентов экспорта из России в Исландию составляют нефть и нефтепродукты, около 50 процентов импорта из Исландии в Россию приходится на рыбу и рыбную продукцию. Поэтому без рыбного вопроса переговоры вряд ли обошлись. Как правило, при этом речь заходит о рыболовстве в районе Шпицбергена, совместной охраны рыбных ресурсов и региональном сотрудничестве.
Правда, в последнее время Россельхознадзор активно приурочивает возможные ограничения поставок рыбы к визитам российского премьера. Так было с Норвегией, где Фрадкову пришлось отвечать исключительно на рыбные вопросы, так и сейчас, поскольку накануне глава этого российского ведомства Сергей Данкверт не исключил введения ограничений на ввоз свежей рыбы из Исландии в Россию только по той причине, что в России не знают, где она ловится. Чиновники не скрывают, что проблему создает не Рейкьявик и речь о качестве рыбы не идет. Разговор, скорее, о другом: недавно специалистами Россельхознадзора были обнаружены каналы, по которым под видом исландской рыбы в Россию по фальшивым документам поставлялась норвежская, ограничения на поставки которой до конца еще не сняты. Поэтому бороться с фальшивыми документами можно просто - ограничением поставок.
Но несмотря на то, что в нашей стране Рейкьявик больше всего ассоциируется даже не с рыбой, а лишь с той известной встречей Михаила Горбачева и президента США Рейгана, которая в 1986 году продемонстрировала обществу возрастающую открытость страны всему миру, у российского бизнеса уже появился здесь собственный интерес. В частности, речь идет о развитии сотрудничества в энергетике и алюминиевой промышленности. Михаил Фрадков не упустил случая пролоббировать интересы российских компаний. Известно, что РАО "ЕЭС России" проявляет заинтересованность в реализации совместного проекта в сфере геотермальной энергетики. Ведь Исландия производит более 70% энергии из возобновляемых источников, при этом 50% энергии дают геотермальные источники.
Компания "РУСАЛ" изучает возможность участия в сооружении двух алюминиевых заводов на территории Исландии. Также может быть поднят вопрос о возможной поставке в Исландию российских вертолетов для осуществления поисковых спасательных и специальных операций.
Как это ни странно, но больше всех ждал встречи с Фрадковым на исландской земле премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис. Источники в российском правительстве предполагали, что премьер-министр Латвии поставит перед Фрадковым вопрос о подписании соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Латвией и Россией и создании межправительственной комиссии. Хотя эксперты двух стран уже давно проводят подобные консультации, однако, как замечают в российском кабинете министров, "реальные подвижки могут быть лишь после того, как будут сняты озабоченности, касающиеся прав нацменьшинств и пограничного договора с Латвией". Несмотря на то, что окончательно встреча до последнего момента так и не была согласована, в Латвии были уверены, что в Рейкьявике Калвитис и Фрадков заключат ряд двусторонних соглашений.