09.06.2006 02:00
В мире

Что такое рис для японца

Текст:  Всеволод Овчинников (обозреватель)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4088)
Читать на сайте RG.RU

Послевоенный экономический бум вызвал массовый отток рабочей силы из деревень в города. С 60-х годов, когда я приехал в Страну восходящего солнца, сельское население сократилось с 13 до 3,7 миллиона человек. Земледелие, как горько шутят в народе, стало "занятием дедушек и бабушек". Добрая половина тех, кто трудится на полях, - люди старше 65 лет.

А между тем жители архипелага помнят унаследованный от предков девиз: "Земледелие - основа государства". Сам император считается первым пахарем, который поныне собственноручно высаживает рисовую рассаду на крохотном поле возле своего дворца. При феодализме крестьяне были "вторым сословием". Выше них по общественному положению стояли только самураи, то есть воины.

С 1960 года доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте Японии сократилась с 9 до 1,1 процента. В земледелии нынче занято менее 5 процентов рабочей силы. Однако изрядно поредевшему и поседевшему "второму сословию" есть чем гордиться. Ведь 1,1 процента ВВП Японии в абсолютных цифрах составляет 44 миллиарда долларов, что говорит об эффективности крестьянского труда. 3 миллиона хлеборобов на 96 процентов обеспечивают потребности 127 миллионов своих соотечественников в главной продовольственной культуре - рисе, на 83 процента снабжают народ овощами, производят две трети необходимого стране молока и мяса.

Несмотря на все послевоенные новшества, рис по-прежнему доминирует в повседневной пище японцев. Хотя его потребление сократилось со 120 до 70 килограммов на человека в год. Однако рисоводство по-прежнему остается ведущей отраслью сельского хозяйства Японии, давая более четверти его валовой продукции. Ежегодные сборы риса стабилизировались на уровне 9 миллионов тонн. По средней урожайности этой культуры (65 центнеров с гектара) Страна восходящего солнца уступает только Испании. Однако по себестоимости не может конкурировать с крупным, поставленным на индустриальную основу зерновым производством американских и канадских фермеров.

Эксперты ООН не раз советовали Японии учесть ограниченность ее посевных площадей (менее полутора гектаров на фермера) и перейти от риса к более доходным культурам. Например, выращивать под пленкой клубнику, дыни или киви, как это делает Израиль, а зерно закупать на мировом рынке.

Однако в данном вопросе Токио руководствуется не коммерческой выгодой, а интересами продовольственной безопасности. Если дешевый заморский рис разорит последнее поколение хлеборобов, жители архипелага уже не смогут прокормить себя в чрезвычайной ситуации, в случае блокады морских путей. Поэтому правительство ежегодно контрактует весь урожай риса по рентабельной для крестьян цене, а потом продает его потребителям дешевле, чем за него было заплачено. При этом исключаются какие-либо посредники или перекупщики, так что предназначенная рисоводам поддержка достается именно им.

Впрочем, современный японец живет "не рисом единым". Если пересчитать рацион народа не в тоннах, а в калориях, окажется, что с 1960 года самообеспеченность Японии продовольствием сократилась с 80 до 40 процентов. Осуществляется десятилетняя программа поднять этот показатель к 2010 году до 45 процентов.

Словом, не случайно император каждую весну собственноручно высаживает возле своего дворца рисовую рассаду. Труд земледельца доныне считается у японцев основой благосостояния государства, чему у них не грех поучиться.

Япония