09.06.2006 01:50
Культура

В Петербурге прошел фестиваль "Театральный остров"

В Петербурге прошел фестиваль "Театральный остров"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4089)
Читать на сайте RG.RU

Фестиваль "Театральный остров" с пылкостью оловянного солдатика настаивает на идеальном "проекте театра" - том самом, который рождается спонтанно, сиюминутно, вдохновенно, по велению ярких авторских индивидуальностей, не думая ни о какой фестивальной прагматике.

Идеальным прологом к фестивалю стал удивительный по красоте и таланту спектакль театра "Кукольный формат" "Всадник cuprum" - легенда о любви к призрачному городу и его поэтам. Наперекор легенде о "городе на костях" молодые художники и актеры творят свой миф о городе, созданном благодаря любви... русского царя к чухонской девушке, встреченной им на берегу. В результате у художницы Анны Викторовой, лауреата "Золотой маски" 2005 года, получилась кукольная поэма из воды и камня, огня и боли, где Медный всадник аукается с Мандельштамом и Раскольниковым, где Пушкин беседует с Хармсом, а Андрей Битов - с Алексеем Хвостенко.

Кроме "Кукольного формата" - Русский инженерный театр "АХЕ", созданный в 1989 году художниками Максимом Исаевым, Павлом Семченко и Вадимом Васильевым. С нынешнего сезона эта странная группа, настаивающая на полном размывании всех жанровых границ, прописалась в театре на Васильевском острове. Здесь они демонстрируют свое кабаре Plug&Play. Их сцена - это фантастический бар, в котором творятся алхимические коктейли. Молоко и чеснок, лимон и водка, хлеб и сало, которое срезает со своих "чресел" безумный перформер Максим Исаев, - все потом на огромных шестах переправляется в зрительный зал, чтобы причастить публику плодами их творений.

Описывать их бурлески и карнавальные непристойности - все равно что демонстрировать рационализму современной цивилизации спонтанную праздничность средневекового карнавала. Театральный пожарник обезумел бы, наблюдая пиротехнические кошмары - фонтанирующие огнем и раскручивающиеся прямо над головами зрителей трубки, бикфордовы шнуры, по которым до самого потолка ползет огонь, чтобы взорвать там какое-то очередное устройство.

Самое чудесное в этих превращениях, что никто из перформеров не уверен в результатах своих безумных операций. Соленый снег смешивается с лимонным соком, огромные куски льда помещаются в штаны, по которым художник Исаев колотит изо всех сил, чтобы превратить их в маленькие кубики для коктейля.

Театр "АХЕ" показал на фестивале и свой серьезный спектакль - "Фауст в кубе. 2360 слов". Жанр спектакля, основанного на вечном сюжете, определяется как "собственноручное посмертное сочинение доктора И. Фауста". Режиссер Яна Тумина (впервые работающая с театром) предложила маленькому диджею и клоуну Андрею Сизинцеву заговорить от имени Фауста. Отчаянно колотя по клавишам своего инструмента, он рассказывает убийственную историю духовной смерти доктора, ради обладания истиной пожертвовавшего всем. В мире "АХЕ", где все творится и пересоздается на наших глазах, бесчеловечные демиурги оказываются маленькими, неуверенными в себе, смешными и трогательными, зависимыми и полными жизни детьми. Быть может, в этом заключено главное послание театра и всего фестиваля "Театральный остров".

Не случайно на нем показала свою работу и совсем юная Алена Баркова - выпускница последнего курса мастерской Вениамина Фильштинского. Моноспектакль "Пикник с Алисой", поставленный для нее режиссером Юрием Васильевым по книге Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес", соединяет в себе несколько пространств. Прежде всего это философские метаморфозы Кэрролла, но, кроме того, - парадоксальная игра двух языков - английского и русского. Героиня спектакля начинает его как экскурсию по Лондону на великолепном английском, параллельно фиксируя разность и сходство двух ментальностей - английской и русской.

Разнообразная программа пятого фестиваля "Театральный остров", собранная директором фестиваля Владимиром Славохотовым и его худруком Ольгой Никифоровой, была посвящена авторскому театру. Демиурги - вот те, кто им интересен и дорог. Это значит, что Васильевский остров продолжает осуществлять свои проекты идеального города и театра, который живет по законам творчества.

Театр