Первый рейс курьерский состав "Красная стрела" совершил 10 июня 1931 года из Ленинграда в Москву. Историки утверждают, что и название "Красная стрела" произошло не от цвета вагонов поезда. Слово "красный" имело смысл "красивый". Красный цвет вагонов появился чуть позже и уже не менялся.
Лучшие паровозы были отобраны для работы на этом участке дороги. Право вести первый поезд завоевал один из опытнейших тогда машинистов Василий Иванов. В музее Первого локомотивного депо увековечены имена тех, кто водил необычные для того времени составы, работал на них кочегарами, помощниками машиниста.
"Красная стрела" впервые в истории железных дорог получила вагоны СВ. По уровню оборудования, внутреннего убранства они практически не уступали зарубежным вагонам подобного класса - бронзовое литье, ковры, мягкие диваны, хрустальная посуда, купе-буфеты, в которых можно было заказать отличный ужин, вышколенный персонал проводников и официантов.
Один из вагонов поезда был даже оборудован средствами специальной телефонной связи. С этого мобильного переговорного пункта во время стоянок на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было заказать разговор с любой из европейских столиц и даже с Нью-Йорком. Путешествие превращалось в фантастическую сказку. В нее было тем более трудно поверить, если знать, каким разрушительным ураганом прокатилась по стране недавняя гражданская война, и чего стоило стране, еще не преодолевшей экономическую блокаду, поднимать полностью разрушенную войной, а по сути заново создавать транспортную инфраструктуру.
Регулярное движение "Красной стрелы" остановилось лишь однажды с начала войны на долгие тысячу дней. 14 января 1944 года Ленинград отпраздновал победным салютом прорыв фашистской блокады, а уже 20 марта новый состав из 11 вагонов, паровоза и зенитной платформы отправился в Москву.
С тех пор "Красная стрела" не прерывала свой полет между двумя российскими столицами, не опаздывала, не нарушала графика движения. По "Красной стреле" можно смело сверять часы - не ошибешься. Это тоже своего рода фирменный стиль, в основе которого высочайший профессионализм обслуживающего персонала поезда и работников Октябрьской железной дороги в целом.
На сегодняшний день "Красная стрела" - один из лучших поездов страны. Это официально было подтверждено в ходе общесетевого Всероссийского конкурса на лучший отечественный фирменный поезд, состоявшегося в апреле 2006 года в Санкт-Петербурге. "Красная стрела" получила "Гран-при".
Современный фирменный поезд, как считают эксперты, - это не только и не столько спецназвание, пестрый кузов и даже не юные красавицы проводницы в ладно сидящей форме индивидуального пошива. Фирменный стиль определяется прежде всего высочайшим отраслевым стандартом, достичь которого весьма непросто, а удержать - труднее многократно.
У "Красной стрелы" все это есть. Но она и великий труженик. Она перевезла столько пассажиров из Питера в Москву и обратно, что рекорд этот побить невозможно. "Стрела" изменилась за 75 лет. Но все равно узнаваема, любима, выглядит молодо и свежо. А три четверти века для поезда - не возраст.