Хотя и ходят упорные слухи, что День России перенесут с 12 июня на какой-нибудь более подходящий, скажем, на 12 апреля, но в этот раз все было как в прошлом году, только костюмы государственных мужей стали в своем большинстве не такими черными, посерели, посинели, посветлели. Да более четким и церемониальным стало заполнение Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца, где проходило награждение, транслировавшееся по телевидению. Сначала в зал прошли представители бизнеса, затем - исполнительной ветви власти, потом законодательной, за ними силовики, представители различных конфессий, на чьей разноцветной одежде глаз практически отдыхал. Представители интеллигенции, как водится, запоздали и сели на свои места в самом конце, после них явились только судьи, а за последними - министры в полном составе, первый вице-премьер, премьер-министр...
Пока зал заполнялся, вся эта тысяча мужчин российской элиты общалась, находя для себя группу по интересам, - ученые общались с бизнесом, банкиры - с законодателями, адвокаты - с правоохранителями. Лауреатов, а их на шесть премий было объявлено восемь человек, выдерживали в специальном зале, откуда они под звуки фанфар во время церемонии должны были по красной дорожке двинуться к ожидавшему их президенту и взводу почетного караула со знаками лауреатства в специальных ящичках.
Между тем самые любопытные могли искать глазами не только их, но и того лауреата, что не был назван в подписанном указе о награждении. Дело в том, что в области науки и технологии были оглашены только два имени - академиков Игоря Горынина, корифея материаловедения, и Александра Скринского, исследователя элементарных частиц. Третье имя не называлось в связи с секретной работой его носителя на поприще повышения обороноспособности родины. Это, конечно, сразу придало Государственной премии еще большую солидность. Довольно сказать, что на сей раз среди лауреатов не было в отличие от прошлого года ни одной женщины, а средний возраст отличившихся перед государством достиг 65 лет. Оно и понятно, 5 миллионов рублей денежного содержания одной премии требует серьезного возмужания отличившихся. Сидевший неподалеку режиссер "Ленкома" Марк Захаров мог только вспоминать, как, получив в 2002 году Госпремию за спектакль "Шут Балакирев" совсем иными деньгами, чем теперь, разделил их на восемь человек.
После выхода президента началась сама церемония. Награжденные, а кроме ученых это был артист Алексей Баталов, пианист Михаил Плетнев и трое казанских создателей балета "Сказание о Йусуфе" - танцовщик Нурлан Канетов, композитор Леонид Любовский и поэт Ренат Харисов, а также Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, открывший новую номинацию "за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности", - так вот почти все они поминали тех, кто стоял за их достижениями, будь то Институт ядерной физики, Российский национальный оркестр, русская интеллигенция от Ахматовой до Шостаковича или весь православный народ, который, по словам Патриарха, был отмечен данной государственной наградой вместе с ним. Кстати, все денежное содержание премии он передал в приюты для детей и на дела милосердия.
Церемония награждения шла в хорошем темпе. Праздничный день, как известно, самый длинный в году, если всюду поспеешь. Свежих лауреатов тут же поздравили в накрытых на Ивановской площади шатрах и разъехались отмечать День России дальше.