15.06.2006 03:00
Власть

Константин Косачев: Наша задача - устранять двойные стандарты

Текст:  Елена Калядина (Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (266)
Читать на сайте RG.RU

- Какие приоритеты своего председательства определила Россия?

- Для России председательство в Комитете министров Совета Европы - серьезная возможность доказать: вступление в Совет 10 лет назад не было данью моде ни с той, ни с другой стороны, в Европе - "моде" на новую демократическую Россию, а в России - на сближение с Европой. Это наш стратегический выбор. Нас реально интересует та модель политического, экономического, социального устройства общества, которая в "старой" Европе уже доказала свою жизнеспособность и нацелена на то, чтобы работать в интересах не правящих элит, но всего населения.

Председательство для нас - шанс продемонстрировать, что Россия - европейская страна, способная действовать в интересах всего континента. Мы с большим уважением относимся к Совету Европы, но считаем, что в последнее время он стал превращаться в исключительно правозащитную организацию. Права человека, верховенство закона, развитие демократии - эти важные приоритеты СЕ и ПАСЕ Россией никоим образом под сомнение не ставятся.

Но мы считаем, что у СЕ значительно более широкая компетенция. Ведь в Уставе Совета Европы, который был принят в 1949 году, написано, что целью организации является прежде всего содействие экономическому и социальному прогрессу ее членов. Эта формула во многом оказалась подзабытой. Общий лозунг нашего председательства: "К единой Европе без разделительных линий". Это понятие гораздо шире, чем упрощение визовых процедур. Оно предполагает построение единого правового, гуманитарного, социального, экономического пространства.

Поэтому, рассматривая в ряду приоритетов укрепление национальных средств защиты прав человека, развитие образования в правозащитной сфере, защиту прав национальных меньшинств, мы постепенно выходим и на более широкие темы: защита личности от современных вызовов, совершенствование доступа к социальным правам, внедрение эффективных методов управления, укрепление толерантности между людьми путем развития контактов, расширение сотрудничества в сфере культуры, образования, науки, спорта, молодежных обменов. Таким образом, мы дополняем традиционную повестку дня Совета Европы и стремимся показать, что в ней, как и в меняющемся мире, должны появиться новые темы.

Россия сегодня могла бы предложить Европе и свой опыт. Например, в области национальной политики: ведь мы действительно нашли уникальные формулы бесконфликтного существования различных народов, этнических и конфессиональных групп. А нам всякий раз предлагают единые европейские стандарты. Но на деле оказывается, что они далеко не едины, поскольку там, где страны не могут между собой договориться, они эти темы оставляют в стороне.

- Как совмещается российский пост председателя с политикой двойных стандартов, которую Совет Европы проводит в отношении России?

- В этом вопросе я был бы очень аккуратен в оценках. У нас, на мой взгляд, повышенная чувствительность к критике из-за рубежа. Великая нация - это нация, которая сделала своих граждан защищенными, процветающими. Если мы этого добьемся, то и докажем свое величие. Но точно так же неверно, когда нам кажется, что у нас самих все заведомо получается хуже, чем у других, и что нам постоянно надо следить за тем, что эти другие о нас скажут.

- Мы сами комплексуем или же нам вдалбливают эти комплексы?

- И то, и другое. Работая в ПАСЕ, я вижу, что мы, россияне, действительно даем поводы для обсуждения. Но ведь ПАСЕ обсуждает далеко не одну Россию. А вот другие государства либо на это просто не обращают внимания, поскольку рекомендации ПАСЕ не более чем рекомендации, которые не имеют никакой юридической силы, либо они на критику реагируют, но заинтересованно: мол, нам показали, что у нас что-то не так, может, и стоит в этом разобраться. Свежий пример - недавние парламентские выборы в Италии. Накануне этих выборов свобода итальянских СМИ обсуждалась в ПАСЕ столь же нелицеприятно, как и свобода печати в России. Но я не слышал ни одного обиженного итальянского комментария в этой связи.

К России внимание, безусловно, преувеличенное. Россия - угроза или нет? Эта тема присутствует в умах всех европейцев просто потому, что мы - большие и как страна для них не совсем прозрачны. И в этом ничего унизительного для России нет. На самом деле у большинства критиков России есть искреннее желание нам что-то подсказать, поделиться опытом. Но я картину ни в коем случае не приукрашиваю. Есть и меньшинство - люди, стремящиеся утвердить в Европе антироссийскую моду. Они и способствуют тому, что негативные суждения о России подхватываются, принимаются на веру и выливаются в необъективные, некорректные оценки.

- Может ли Россия воспользоваться постом председателя, чтобы ослабить давление, которое на нее оказывается?

- Для ослабления нападок на Россию злоупотреблять функциями председателя было бы некорректно. Наша основная задача - идти по пути устранения двойных стандартов. В частности, наше председательство будет посвящено продвижению вперед так называемой Европейской конвенции о единых стандартах проведения выборов. Сейчас таких стандартов нет. Мы хотим предложить Европе единую шкалу: какого размера должны быть урны, сколько требуется наблюдателей, какое время предоставлять партиям на ТВ. Выборы должны оцениваться по объективным критериям, а не по тому, кто в них участвовал и кто победил.

По моему убеждению, большая часть критики ПАСЕ в адрес России вызвана не столько желанием в чем-то ее ущемить, сколько отсутствием информации. В этом смысле очень важны те мероприятия, которые Россия как председатель проводит у себя. Во время состоявшейся 29 мая в Москве мини-сессии ПАСЕ я видел у многих своих коллег готовность обращаться к первоисточнику и не принимать информацию на веру. Важным вкладом в подъем российского авторитета станет осеннее заседание в Москве так называемого Форума за демократию - постоянно действующего института Совета Европы. Оно будет посвящено роли политических партий в современном демократическом движении. А его беспрецедентность выразится в том, что мы пригласим по представителю от каждой партии, работающей в национальном парламенте. До сих пор в Европе проходят съезды лишь отдельных партий.

- На московской мини-сессии европарламентарии не преминули поднять дежурный вопрос о ситуации в якобы "изолировавшей себя Беларуси". Председателю Госдумы РФ Борису Грызлову пришлось выступить против надуманных обвинений Минска в том, что он-де "несет угрозу стабильности и безопасности в регионе". Но ведь проблема в том и состоит, что именно сама Европа изолирует Беларусь, раздражается сближением Москвы и Минска и тем самым отнюдь не способствует собственной стабильности и безопасности. Не так ли?

- Именно так. Необходимо, чтобы Беларусь была вовлечена в процесс международного сотрудничества, а не изолирована от него. Россия стремится всячески способствовать налаживанию прямых контактов белорусских парламентариев с их европейскими коллегами. Так, на январской сессии ПАСЕ состоялось выступление председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Коноплева. К сожалению, в сознании европарламентариев, как и в массовом сознании европейцев, довлеет представление о Беларуси как о некоем "мальчике для битья". Преодолеть такое грубое искажение, наладить открытый диалог Беларуси с Европой и в конечном итоге вовлечь ее в международное сотрудничество должен помочь, в частности, информационный офис Совета Европы, открыть который предлагается в Минске.

- Как вы оцениваете итоги десятилетнего существования Союзного государства?

- Хотелось бы, чтобы Союзное государство развивалось более быстрыми темпами. Очевидно, что 10 лет - срок растянувшийся. С другой стороны, это время пусть медленного, но поступательного движения вперед. Главное, что идея не отторгнута и есть взаимное желание сторон искать развязки для оптимальных решений.

- 10 лет исполнилось и членству России в Совете Европы. Каковы его результаты?

- Они со знаком "плюс". Многое в России изменилось именно благодаря членству в этой организации. У нас появился институт Уполномоченного по правам человека. Безусловный шаг вперед - создание судов присяжных. Членство в СЕ способствовало полной реорганизации самой системы судебных органов - разделению функций между судами, прокуратурами, органами внутренних дел. Конституция Чечни прошла экспертизу СЕ и является, таким образом, признанным в Европе документом. Наконец, впервые для рядовых российских граждан появилась возможность обжаловать решение государственных органов в международной судебной инстанции - Европейском суде по правам человека.

- В Европе понимают, что председательство России, как и ее членство в Совете, - благо для нее?

- Многим очевидно, что Совет Европы пока находится в поисках своего места. Многие страны, входящие в Евросоюз, сейчас на распутье: в ЕС создается собственное агентство по правам человека, то есть традиционный правозащитный блок уходит из единоличного ведомства СЕ. В связи с этим в Совете возникает раздвоенность. А Россия, лишенная каких-либо обязательств перед Евросоюзом, в состоянии действовать в интересах всего континента. Для многих это очень интересный шанс - создание с помощью России такой модели Европы, где найдется место ЕС, ОБСЕ, НАТО, другим европейским организациям, но где Совет Европы будет некоей универсальной панъевропейской структурой.

Внешняя политика Госдума