17.06.2006 03:00
Экономика

Скандал вокруг аэробусов А-380

Текст:  Дарья Юрьева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4095)
Читать на сайте RG.RU

Напомним, в среду европейский концерн "Эрбас" объявил, что осуществит запланированные поставки самолетов А-380 с опозданием на 6-7 месяцев. По предварительным подсчетам, в 2007 году вместо 25 лайнеров будут произведены только девять. Проблема возникла из-за задержки в разработке, изготовлении и монтаже электрических систем и электропроводки.

Сопредседатель совета директоров авиастроительного и оборонного концерна "ЕАДС", который включает в себя консорциум "Эрбас", Ноэль Форжар в марте этого года продал значительную часть своих акций. То же самое сделали трое его сыновей и еще пять человек из руководства концерна.

По словам Форжара, это всего лишь "досадное совпадение". Он утверждает, что узнал о проблемах с изготовлением А-380 только в апреле, то есть уже совершив весьма выгодную, как оказалось, сделку.

Дело в том, что рынок ценных бумаг чутко среагировал на известие о задержке поставок А-380. Уже через 12 часов цена на акции концерна снизилась почти на треть - с 32 евро до 17. По сведениям департамента по финансовым рынкам - французского органа, наблюдающего за биржей, 15 марта Форжар смог выручить за продажу ценных бумаг "ЕАДС" около 2,5 миллиона евро. Два дня спустя аналогичную сделку совершили его дети. Доход каждого из них составил 1,36 миллиона евро.

Форжар, до 2005 года возглавлявший консорциум "Эрбас", утверждает, что у него по-прежнему остается половина его акций. Он добавил, что не собирается уходить в отставку, так как не видит своей вины в произошедшем. Однако департамент по финансовым рынкам все же приступил к изучению обстоятельств сделки.

"Это очень сложный самолет в силу своего размера. В его производстве наметился застой, а сигнал тревоги не был подан вовремя", - оправдывался Форжар.

Тем временем авиакомпания "Сингапурские авиалинии", которая является первым заказчиком А-380, самых больших в мире пассажирских авиалайнеров, сообщила, что разрывает контракт с "Эрбас" и намерена закупить самолеты, изготовленные главным конкурентом европейского концерна - американской компанией "Боинг". Кстати, ее акции в связи с последними событиями подорожали на 5 процентов.

Кроме того, по некоторой информации, руководство "Сингапурских авиалиний" может потребовать от "Эрбас" выплатить компенсацию за задержку поставок. Всего азиатский авиаперевозчик заказал у концерна 10 двухпалубных самолетов А-380 стоимостью 239 миллионов евро. Согласно контракту, первые два воздушных судна должны были доставить уже в конце этого года.

К настоящему моменту уже 16 авиаперевозчиков оформили заказы на самолеты А-380. Общее число лайнеров, которое предстоит изготовить "Эрбасу", составляет 159 штук.

Авиатранспорт