19.06.2006 04:00
В мире

Москва и Вашингтон на пути к новой "холодной войне"

развернулась в ОБСЕ между Москвой и Вашингтоном. Специальный корреспондент "РГ" передает из штаб-квартиры организации
Текст:  Евгений Шестаков (Вена)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4095)
Читать на сайте RG.RU

Заместитель руководителя американской делегации в этой международной организации Кайл Скотт не скрывал остроты этой проблемы. В доказательство он привел цифры. По его словам выходило, что если несколько лет назад из десяти впоросов Вашингтону удавалось найти компромисс с Москвой по четырем, то сегодня только по двум.

Накал страстей, существующий в отношениях двух ключевых игроков ОБСЕ, настолько велик, что нет-нет да выплескивается даже на "политико-бытовом" уровне. Так неожиданно жесткую перепалку вызвал вопрос, почему группа российских журналистов приехала знакомиться с работой ОБСЕ только за счет средств американских и европейских спонсоров.

Глава российской делегации Алексей Бородавкин в беседе о состоянии дел в ОБСЕ не скрывал: Москва недовольна существующим положением вещей. Бородавкин несколько раз применил в отношении ОБСЕ такие характеристики, как "структурная и процедурная неорганизованность, хаос". По его словам, этот хаос выгоден прежде всего тем странам, кто платит больше денег в бюджет ОБСЕ и финансирует ее деятельность через неподконтрольные другим участникам организации внебюджетные фонды.

Еще одно ключевое слово из выступления главы российской миссии - приватизация ОБСЕ некоторыми странами. Как утверждал Бородавкин, американцы при поддержке европейских союзников используют венскую трибуну для "вынесения политических приговоров". Попытки России защитить национальные интересы и позицию своих союзников нередко приводят к тому, что против Москвы единым фронтом выступает большинство государств Евросоюза.

Эту расстановку сил в ОБСЕ визит Бришамбо в Москву изменить не в состоянии. По существующим правилам Генеральный секретарь ОБСЕ руководит только текущей работой секретариата, но не имеет возможности существенно влиять на подготовку стратегических решений.

Курица или яйцо

Спор о том, что первично - финансирование ОБСЕ или ее реформа - между Россией и США грозит превратиться в столь же вечный вопрос, как дискуссия о первичности курицы и яйца. В американской делегации выражают удивление тем, что Москва, которая за последнее время почти в два раза снизила размер своих взносов в бюджет ОБСЕ, при этом рассчитывает на рост своего влияния в организации. "Будет логичным, если страны, играющие решающую роль в вопросах безопасности на европейском континенте, также будут играть решающую роль в вопросах финансирования ОБСЕ", - говорят в представительстве США. Москва на ситуацию смотрит иначе: "Зачем тратить средства на структуру, которая не учитывает мнение меньшинства, в том числе России".

Попытки найти компромисс в рамках ОБСЕ все чаще переходят в разряд взаимных упреков и угроз, где стороны, забыв о дипломатии, в заочных, а иногда и публичных спорах не слишком церемонятся друг с другом, пытаясь посильнее уколоть своего соперника. "Мы приходим к выводу, что организация, которую мы имеем, не устраивает Россию. И если Москва не может ее изменить, то она пытается затормозить существующие в рамках ОБСЕ проекты", - убеждают Запад американцы. "Прошло полгода после того, как было принято решение о начале реформ в организации, но ничего не изменилось. Наши политические оппоненты блокируют любые изменения", - столь же категорично и жестко выступает российская делегация.

Похоже, что в ходе полугодового топтания на месте в вопросах реформирования Москва и Вашингтон исчерпали аргументы и теперь готовы к решительным действиям. Наша страна, которая уже один раз в качестве предупредительной меры блокировала принятие бюджета ОБСЕ, предупреждает, по крайней мере, теоретически о возможности своего выхода из организации. И готова к поиску других форматов для диалога с партнерами в Европе.

На подобные угрозы Вашингтон несколько лицемерно пожимает плечами: "Уход России станет большой утратой для ОБСЕ". Однако, по мнению американцев, это решение "не означает, что существующие проекты будут остановлены".

"Золушка" нашла принца

Главный политический проект Вашингтона, или, как полагают в России, политическая дубинка американцев, существующая в рамках развития гуманитарных программ ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Перечень претензий Москвы к деятельности этой структуры довольно длинный. Нас не устраивает практически все - от кадрового состава руководителей миссий наблюдателей за выборами, представляющих очень узкую группу стран, до географической диспропорции, когда мониторинги проходят только в странах к "востоку от Вены", а проблемы в странах к "западу от австрийской столицы" замалчиваются. Не устраивает Россию отсутствие прозрачности в бюджете Бюро в сочетании с политикой "двойных стандартов", проводимой, по мнению Москвы, этим институтом.

И здесь следует сделать небольшое историческое отступление. После того, как в 1989-1991 годах в Европе прошли социальные революции и ее безопасности в систематическом виде больше никто не угрожал, формально следовало закрыть ОБСЕ как структуру, выполнившую свою задачу. Однако этого не произошло. Более того, при поддержке России в организацию были приняты все страны, входившие в бывший СССР. В том числе те государства Азии, которые в силу исторических и культурно-религиозных особенностей были весьма далеки от Европейской конвенции по правам человека. Возможно, что Россия не без оснований рассчитывала, что приход в ОБСЕ этих стран усилит наше влияние на геополитические процессы в мире. А те, в свою очередь, были уверены: Москва всегда поддержит их на международной арене.

Так что до последнего времени Россия всячески стремилась приподнять роль ОБСЕ в мировых процессах, воспринимая организацию как хорошую площадку для диалога с Западом и защиты национальных интересов. Особый интерес, как в прошлом, так и сейчас у России вызывали военно-политический и экономический аспекты деятельности ОБСЕ, в то время как ее гуманитарную и культурную составляющую мы долгое время воспринимали как необходимое и традиционное приложение к первым двум направлениям.

Однако нередко на Западе, и особенно в США, попытки России усилить свое влияние в ОБСЕ воспринимали, лишь как стремление Москвы подорвать работу уже существующих европейских и трансатлантических структур. А потому блокировали серьезные проекты в военной и экономической сфере, оставляя на рассмотрение организации "мелочовку". По инициативе Вашингтона, основной упор в работе ОБСЕ был сделан на гуманитарной составляющей - мониторинге выборов на постсоветском пространстве и оценке их соответствия европейским стандартам.

Это привело к тому, что сегодня Россия оказалась в весьма непростой и весьма двойственной ситуации. Бюро по демократическим институтам проводит оценку выборов на основе правил, разработанных и утвержденных ОБСЕ. За необходимость соблюдения этих правил голосовала и Россия. По словам главы Бюро Кристиана Штрогала, новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, вступив в ОБСЕ, обязались использовать для оценки выборов единые общеевропейские стандарты, которые не должны учитывать национальный менталитет и прочие особенности стран - участниц организации. А также то, где именно они расположены, - в Европе или в Азии.

Согласно правилам ОБСЕ наблюдение за выборами проводится не только в день голосования, но и на протяжении всей избирательной кампании. А это означает, что пустить пыль в глаза и построить в день голосования "потемкинские деревни" властям государства, где проходят выборы, не удастся. К тому же для чистоты картины для контроля за ходом голосования Бюро обычно приглашает представителей как минимум из 35-45 стран в качестве наблюдателей. А те, в свою очередь, столкнувшись с признаками управляемой демократии, не боятся выносить "сор из избы" и заявляют о существовании такой проблемы публично.

В этой ситуации Россия нередко оказывается перед нелегким выбором. Не согласившись с выводами Бюро, Москва невольно противопоставляет себя Западу, особенно в тех случаях, когда речь идет о весьма явных и массовых нарушениях. Но, с другой стороны, выборы нередко проходят в государствах, расположенных вблизи от наших границ, и мы заинтересованы в стабильности существующих в них, пусть даже недостаточно демократических, режимов. В то время как предъявляемые руководству этих стран со стороны Бюро обвинения могут легко стать катализатором процессов по смене политических элит и, как следствие, - проблем для России на ее ближайших рубежах.

Больше товаров, хороших и разных

Как сделать так, чтобы Россию устраивал политический продукт ОБСЕ? Должны ли мы демонстрировать силу и бескомпромиссную твердость в борьбе за национальные интересы во время публичных дискуссий внутри организации или же действовать более гибко, выводя с помощью "дипломатической казуистики" наиболее неудобные для нас вопросы за рамки обсуждений в ОБСЕ. Москва рассчитывает в процессе реформы подготовить такие правила игры, которые уравновесят существующий в ОБСЕ политический дисбаланс. Однако с учетом того, что решения в этой международной организации принимаются консенсусом всех ее 55 членов, при существующем уровне конфронтации между Москвой и Вашингтоном такое развитие событий выглядит маловероятным. Конечно, мы можем и в дальнейшем сокращать размер своих взносов в ОБСЕ. Но такая политика тоже представляется малоэффективной, если учесть, что примерно треть средств в бюджете Бюро по демократическим процедурам составляют прямые пожертвования государств-доноров. И при необходимости Запад может легко увеличить эти суммы.

Так что с помощью одних лишь экономических рычагов проблему реформирования организации не решить. Особенно, когда большая часть существующих в ней процедур устраивает и американцев, и Евросоюз, нередко выступающих совместно против российских инициатив. О том, что делегации России и США при обсуждениях в ОБСЕ все чаще находятся в состоянии жесткого конфликта, признают и россияне, и американцы. Но, видимо, по привычке продолжают называть друг друга "партнерами".

И это, пожалуй, единственное обстоятельство, которое вселяет надежду, что компромисс при реформировании ОБСЕ все же будет найден. Однако называть сроки, когда это произойдет, сегодня в организации не возьмется никто. Как заметил в ответе на вопрос, прибавится ли у него работы через десять лет, глава Бюро по демократическим институтам и правам человека Кристиан Штрогал: "Не существует финальной черты в решении того, чем мы занимаемся".

США ОБСЕ