Только по самолетам бизнес-авиации (предназначенным в основном для чартерных перевозок VIP-пассажиров) минэкономразвития согласно на двухкратное снижение импортной пошлины - до 10 процентов. В ближайшее время, по данным минэкономразвития, эти предложения будут внесены в правительство РФ (но конкретные сроки это ведомство и Федеральная таможенная служба не уточняют). По словам Г. Баландиной, упомянутые предложения "пока не нашли единогласной поддержки на недавнем заседании межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, где оно рассматривалось. Поэтому предложения будут внесены с изложениями основных позиций".
Что касается других типов самолетов, минэкономразвития не готово освободить их импорт от пошлин. Как полагает Г. Баландина, "этот вопрос требует уточнения, ибо принимаются беспрецедентные меры поддержки отечественного авиапрома".
При ввозе магистральных и региональных ("каботажных") самолетов импортного производства в Россию полагается уплатить 20-процентную пошлину и 18-процентный НДС. После предполагаемого снижения пошлины до 10 процентов совокупный пошлинный платеж для бизнес-самолетов останется на уровне 28 процентов.
Тем временем уровень износа отечественного авиапарка превышает 40 процентов, в том числе по грузовой авиации - минимум 50 процентов. Износ же основных фондов в авиастроении приближается к 60-процентному уровню. Но транзитный потенциал воздушного пространства РФ и растущий спрос на внутрироссийские авиаперевозки, как и на авиасообщения в экс-СССР, - главная причина лоббированиями "западными переговорщиками" фактической отмены Россией ограничений на импорт авиатехники.
Отечественные авиастроители по понятным причинам опасаются снижения и, тем более, отмены пошлин, так как это поставит их на грань банкротства. Руководитель Роспрома Борис Алешин недавно заявил, что "российские авиастроительные концерны просят сохранить действующие ввозные пошлины на самолеты-конкуренты: они написали коллективное письмо, в котором выразили свою точку зрения на эту проблему. Нужно держать пошлины на региональные самолеты". Но, по словам Б.Алешина, авиастроители согласны с тем, что необходимо отменить пошлины на воздушные суда, пока не имеющие аналогов в России: это, например, новые широкофюзеляжные самолеты. А на импортную авиатехнику старше 7 лет пошлины, как считают в Роспроме, нужно не только сохранить, но даже повысить.
Российские же авиаперевозчики, по имеющейся информации, заинтересованы в снижении и даже отмене "авиапошлин", ибо машины российского производства пока не могут и в ближайшее время не смогут сравниться с зарубежными аналогами по качественным, в том числе экологическим параметрам. Упомянутые факторы обусловили различия во мнениях, повторим, по перспективному уровню пошлин на импортную авиатехнику.
США с 1990-х годов требуют обнулить российские ввозные пошлины на самолеты. Российская же переговорная делегация, по данным американских источников, решилась, якобы, на обходной маневр: Boeing получит разрешение по минимальной пошлине - менее 10 процентов - завозить в Россию самолеты, которые пока не производятся в России.