Минэкономразвития готовит новые поправки в законодательство о банкротстве, которые направлены на решение вопросов по банкротству гражданина, финансовых организаций, ликвидации юридического лица, а также оспаривания сделок при банкротстве. В настоящее время законопроекты проходят процедуру ведомственного согласования и в скором времени будут представлены в правительство РФ.
Первый пакет законопроектов больше касается юридических лиц. Он направлен на увеличение удовлетворения требований кредиторов в процедуре банкротства. Одной из серьезных проблем сегодня является "вывод активов" в преддверии банкротства и в процедурах банкротства. Не секрет, что многие дела о банкротстве завершаются тем, что кредиторы практически ничего не получают и, по сути, финансируют процедуру ликвидации должника. При этом должник сохраняет под контролем свое имущество, которое он предварительно, до возбуждения дела о банкротстве, передал по фиктивным сделкам подконтрольным лицам и организациям.
Для решения этого вопроса минэкономразвития предлагает увеличение конкурсной массы должника. Происходить это будет за счет имущества, возвращаемого по опровергаемым мошенническим и преференциальным действиям должника, а также за счет имущества менеджеров, участников или крупных акционеров, которые имели возможность определять действия должника - юридического лица и которые нанесли вред кредиторам. В частности будет установлен срок до начала процедуры банкротства. Если сделка была совершена в этот период и в результате продажи имущества получена неадекватная компенсация, то доказывать ее преднамеренность будет не надо.
В настоящее время оспорить сделку по "выводу активов" сложно, так как некоторые действия судебная практика не признает сделками, например, действия по исполнению обязательств, платежи по трудовому и семейному праву. Кроме того, часто отсутствуют основания оспаривания убыточных для должника сделок, например, с неравноценным встречным исполнением. После принятия поправок суд сможет без доказательств преднамеренной вины признать ее недействительной, а имущество будет возвращено в конкурсную массу. Помимо этого, минэкономразвития считает, что опровергаться могут не только гражданско-правовые сделки, но и юридические действия. Будут введены два дополнительных основания признания действия недействительным - действие с неравноценным встречным исполнением и действие с намерением причинить вред кредиторам. Также предлагается уточнить основания отнесения действия к преференциальному, в частности, отнеся к таким действиям незаконное обеспечение обязательства отдельными кредиторами. Будут установлены специальные последствия признания действия недействительным. По действиям с неравноценным встречным исполнением и с предпочтительным удовлетворением кредитор должен возвратить имущество в конкурсную массу, получая право требования в очереди с необеспеченными кредиторами. По действиям, совершенным с намерением причинить вред кредиторам, кредитор получает право требования к конкурсной массе после удовлетворения требований необеспеченных кредиторов.
Новыми поправками уточняются основания привлечения к субсидиарной ответственности.
В настоящее время российский закон содержит основания для привлечения указанных лиц к субсидиарной ответственности, в случае если они виновно довели до банкротства юридическое лицо. Но эксперты считают, что сегодня институт практически не работает, озвучивая несколько причин. Первая - необходимость доказывания вины должника кредиторами делает маловероятным возможность выигрыша в таком деле. Вторая - подача иска возможна только после окончания дела о банкротстве. И последняя - в случае победы необходимо начинать новое конкурсное производство в отношении привлеченных к ответственности лиц.
Поэтому минэкономразвития предлагает изменить порядок привлечения к имущественной ответственности указанных лиц. В специальном законе о банкротстве кредитных организаций предполагается установить более жесткие правила об ответственности, установив презумпцию виновности. Это означает, что руководители должны будут доказать, что они действовали добросовестно, чтобы избежать гражданской имущественной ответственности в случае недостаточности средств банка для удовлетворения требований всех кредиторов.
Еще один вопрос касается ответственности за ликвидацию "фирм с долгами". Сегодня нередко можно видеть таблички с рекламой "ликвидируем организацию, в том числе с долгами". Распространенным случаем является создание юридического лица и генерирование долгов, но учредители могут не беспокоиться об их возврате, поскольку это долги юридического лица. После ликвидации юридическое лицо перестает существовать и истребовать эти долги не с кого. Недобросовестные лица пользуются этой проблемой гражданского законодательства.
Как нам пояснили в министерстве, никто не стремится отменять общие принципы, как-то прекращение правопреемства при ликвидации или ограничение ответственности имуществом юридического лица. Однако поправки устанавливают обязанность лица, принявшего решение о ликвидации, указать в специальном документе перечень всех кредиторов, их имущества и другой информации. Если же лицо, принявшее решение о ликвидации, забудет это сделать или исказит такую информацию, то за такой проступок он будет нести субсидиарную ответственность по долгам ликвидируемого лица перед кредиторами, о которых он забыл сообщить.
Разобравшись с юридическими лицами, минэкономразвития решило заняться банкротством граждан. В целях стимулирования роста потребительского кредитования министерством подготовлен законопроект о внесении изменений в законодательство о банкротстве и в законодательство о налогах и сборах. Расширение рынка ипотечного и потребительского кредитования, а также рост благосостояния граждан обусловили необходимость адекватного законодательного регулирования в сфере банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Данный цивилизованный механизм урегулирования частных долгов широко распространен в мире. Он основан на так называемой доктрине fresh start. Ею предусматривается освобождение граждан от уплаты части долга, а также исключение обращения взыскания на некоторые виды имущества, при выполнении плана погашения долгов и исполнении текущих обязательств.
В настоящее время к данной группе лиц процедуры банкротства не применяются, а применяется исполнительное производство. Суть исполнительного производства заключается в обращении взыскания на имущество гражданина судебными приставами-исполнителями по требованию первого кредитора, обратившегося в суд с таким требованием. Кредиторы, не успевшие предъявить свои требования по причине незнания об исполнительном производстве или длительности рассмотрения в суде их требования, остаются ни с чем. Все это увеличивает риск и процентную ставку по кредиту. Граждане-должники в случае исполнительного производства теряют почти все имущество, за исключением личных вещей, жилого помещения, в котором они проживают. Таким образом, действующее законодательство приводит к росту негативных ожиданий населения, увеличивает размер платы за кредит в связи с большим риском невозврата кредита и высокой платой за услуги по взысканию долгов.
В связи с этим предлагается ввести в действие нормы, регулирующие банкротство гражданина. Одновременно подготовлен дополнительный раздел к Закону о банкротстве "О восстановлении платежеспособности гражданина". В частности, предусматривается, что должник-гражданин вправе заключить с кредиторами план погашения долгов сроком от 3 до 5 лет. При этом план подлежит утверждению судом, если кредиторы большинством голосов одобрили план. В случае неодобрения кредиторами суд должен утвердить план, если им предусмотрено удовлетворение требований кредиторов в размере, равном или большем, чем кредиторы могли бы получить в случае немедленного обращения взыскания на имущество должника, подлежащего включению в конкурсную массу. Кроме того, законопроектом предусматривается закрытый перечень для отказа в утверждении плана судом. Также предусматривается ряд положений, направленных на снижение расходов должника на реализацию процедуры банкротства.