Арктический шельф, поделенный Россией с США, Канадой и Норвегией, - одна из двух наиболее перспективных точек приложения усилий нефтегазовых компаний и потенциальных инвесторов. Другая - Восточная Сибирь, сугубо российский край, заслуживающий отдельного разговора. Отчасти потому заявления о готовности России стать энергетическим центром планеты оказываются далеко небеспочвенными.
Пионером углеводородного освоения континентального шельфа выступила Норвегия. Именно этот шаг вывел ее в число считанных стран, полностью покрывающих потребность в энергоносителях собственными ресурсами.
Пример Норвегии, растущая активность Канады и России подвигли американский сенат распломбировать свой Арктический национальный заповедник дикой природы. Запрет на бурение в прибрежной тундре действовал 44 года. И четыре года понадобилось администрации Джорджа Буша, чтобы продавить приоритет экономической целесообразности над экологическими соображениями.
По одному из сообщений РосБизнесКонсалтинга, в условиях отсутствия у РФ четкой концепции по освоению Арктики возникает угроза потери суверенитета во всем регионе. Агентство привело высказывание на сей счет руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина:
- Объективно Россия может развивать Арктику и Северо-Восточную Сибирь только в партнерстве с крупнейшими корпорациями Запада и Восточной Азии. Однако в условиях отсутствия внятной стратегии неясно, каким образом привлекать миллиарды долларов инвестиций и гарантировать безопасность без угрозы национальной безопасности России при сохранении контроля нашего государства во всех крупных проектах. Кроме того, огромная российская арктическая территория, которую мы привыкли видеть на школьных картах СССР, де-факто перестала контролироваться с развалом Советского Союза. Появились спорные зоны, которые Россия считает своими, а США и Канада этого не признают. Севморпуть теперь доходит только до Дудинки. Восточнее Енисея ледокольный флот, на который у государства почему-то нет денег, не ходит. Появились вследствие закрытия станций в Сибири "дырки" в противоракетной и противовоздушной обороне. Значительная часть арктических границ не контролируется, - заявил Александр Собянин корреспонденту РосБизнесКонсалтинга не далее, как в конце прошлого года. По его словам, России может быть навязана интернационализация Севморпути и российской Арктики, что приведет к фактической потере ее суверенитета в регионе.
Не приведет. Владимир Путин недавно прозрачно намекнул, что стремление Запада прорваться к российскому ТЭК - "сердцу" экономики без адекватных ответных мер невозможно.
В настоящее время становится очевидной перспектива возникновения после 2015 года серьезных проблем с обеспечением энергетической и экономической безопасности страны без создания условий для разведки и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа. На освоении нефтегазового потенциала континентального шельфа страны будет базироваться развитие ТЭК и обеспечивающих его отраслей промышленности в ближайшие 15-20 лет.
Важным условием, при котором Россия в этой новой ситуации займет и расширит свою нишу в мировой системе добычи, потребления и сбыта нефти и газа, является устойчивое развитие ее топливно-энергетического комплекса.
Специалисты Росэнерго и Роспрома разработали концепцию Национальной программы действий по технико-технологическому обеспечению освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации. В частности констатируется факт, что добыча углеводородов на российском шельфе только начинает развиваться и требует создания сложных уникальных инженерных объектов, включающих морские сооружения для бурения скважин и добычи нефти и газа, системы технических средств строительства и обустройства месторождений, для сбора, транспорта и хранения углеводородов в морских условиях, обеспечения подводных работ, а также техники для геофизических и геологических исследований. Кроме того, не меньшую сложность представляет создание технологий и технических средств обустройства инфраструктуры прибрежной составляющей нефтегазовых комплексов по природно-климатическим условиям и практической ее неразвитости в настоящее время.
Анализ состояния флота ТЭК показал, что большинство судов построено 15-20 лет назад. Уже сейчас многие из них неконкурентоспособны по отношению к зарубежным аналогам и не соответствуют мировым стандартам для выполнения морских геологоразведочных работ и технологии освоения нефтегазовых месторождений. Дальнейшая модернизация таких судов и буровых установок представляется нецелесообразной. Через 5-7 лет основная часть имеющегося геолого-разведочного и вспомогательного флота будет полностью самортизирована, и Россия может практически остаться без специализированных судов для изучения и освоения шельфа.
Разработчики проекта концепции делают вывод: "В целом существующий в настоящее время флот для разведки и освоения нефтегазовых месторождений в стране отстает от мирового уровня процессов разработки морских месторождений как по техническому уровню, так и по уровню экологической безопасности. В стране полностью отсутствует стратегия формирования морской, транспортной и прибрежной составляющих производственной инфраструктуры нефтегазовых месторождений применительно к геологическим и климатическим условиям российского шельфа".
Судя по материалам первого всероссийского совещания по вопросам создания отечественного оборудования для освоения шельфа России, в стране сохранился "порох в пороховницах", чтобы, главным образом, своими силами сохранить нашу доминанту в своих водах. Пока, увы, нефтегазовые компании предпочитают размещать заказы за рубежом. Почему?
По данным минпромэнерго, не разработаны нормативно-правовые документы, регулирующие правоотношения в сфере производства специальной морской техники для поиска, разведки и добычи углеводородов на шельфе Российской Федерации (морских платформ, сооружений и подводных аппаратов, специальных судов). Поэтому процесс освоения нефтегазовых ресурсов российского континентального шельфа с участием зарубежных компаний пока идет с преимущественным (по объемам работ) размещением производства специальной морской техники и судов для транспортировки нефти и газа за рубежом. Норвежский опыт успешного освоения морских месторождений силами собственной национальной науки и промышленности (хотя и с использованием зарубежных нематериальных активов) говорит о необходимости принципиально другой государственной промышленной политики в этом вопросе.
До сих пор не реализованы положения утвержденной в 2001 году Морской доктрины о создании условий, стимулирующих строительство флота на отечественных предприятиях. В результате загрузка мощностей ведущих центров судостроения страны составляет не более 35 процентов. Если гражданские суда и морская техника для российских национальных компаний будут хотя бы на 60-70 процентов по стоимости производиться в России, то общий годовой объем продукции судостроительной промышленности возрастет со 100 миллиардов рублей в 2005 году, до 250 миллиардов рублей в 2015 году, а загрузка мощностей центров судостроения и кораблестроения страны возрастет до оптимального уровня 75-80 процентов.
Цена вопроса велика. Общий объем финансирования технико-технологического обеспечения добычи на шельфе в ценах 2006 года, как считают эксперты, на период до 2020 года составит 3,1 триллиона рублей. Причем из бюджета потребуется лишь 5,9 миллиарда. Остальное - инвестиции нефтегазовых компаний, кредиты под гарантии государства, средства компенсационного возврата на развитие инфраструктуры нефтегазовых комплексов и модернизацию предприятий, выпускающих оборудование.
Сумма на первый взгляд кажется неподъемной. Но судя по интересу к потенциалу российского континентального шельфа, в инвесторах недостатка не будет. Наиболее дальновидные уже дали команду: "С якоря сниматься!"
Реализация концепции по расчетам позволит довести добычу нефти на шельфе до 27 миллионов тонн в 2010-м, 52 - в 2015-м, 75 - в 2020-м и 110 миллионов тонн - в 2030 году. Что касается природного газа, то динамика выглядит следующим образом в тот же период: 25, 90, 145 и 200 миллиардов кубометров.