21.06.2006 05:00
Власть

Госдума: чего не хватает для борьбы с коррупцией

Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4097)
Читать на сайте RG.RU

Общим было убеждение, что "сама собой" питательная среда для расцвета коррупции, созданная, по словам первого заместителя председателя Госдумы Любови Слиски, в девяностых годах прошлого века, "не рассосется", "слишком глубокие корни коррупция пустила и в центре, и на местах". "Торговля властью, разъедая систему управления на федеральном и региональном уровнях, приводит к тому, что нередко при принятии решений приоритет отдается не государственным, а узкокорыстным интересам", - сказала Слиска. "Особую опасность, - считает она, - несет в себе коррупция в правоохранительных органах, спецслужбах, прокуратуре и судебной системе, поскольку она подрывает веру населения в справедливость и способность государства защитить свободу и права своих граждан". Участники "круглого стола", кстати, вспомнили свежий случай - выселение людей из Южного Бутова с участием ОМОНа. "Ведь все мы знаем, что это противозаконно", - бросил кто-то многозначительную реплику в зал. В ответной реплике представитель судебных приставов заметил, что они исполняют не закон, а судебные решения. О том, что закон и судебные решения могут вступать в мучительные для простых россиян противоречия, говорил и заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников, который предложил депутатам предусмотреть такие правовые нормы, которые бы позволили прокурору в случае получения информации о взятке судье, поймать его с поличным, на месте, а не устраивать долгих проверок.

Любовь Слиска, уверенная в том, что наши правоохранительные органы уже достаточно оснащены в правовом отношении для борьбы с коррупцией, поставила вопрос конкретно, попросив назвать фамилии тех, кто в последнее время был привлечен к ответственности за взятки. Колесников ответил, что это десятки чиновников, и почему-то назвал Ходорковского. Некоторую ясность в дискуссию внес представитель Верховного суда, который сообщил, что в прошлом году за дачу взятки осужден 2271 человек. Но число осужденных за то, что взятку брали, по его словам, "намного меньше".

Участники "круглого стола" догадывались, почему руку дающего легче "повязать", чем руку берущего. И предлагали более внимательно оценивать "результат" - нажитое чиновниками за время небезупречной службы имущество. "Необходимо обеспечить выполнение чиновниками группы "А" (высшими государственными чиновниками) требований о декларировании своих доходов и имущества", - заявил, выступая вчера на Охотном Ряду председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Он настаивал на том, чтобы требование "о прозрачности счетов для данной группы чиновников" было закреплено в законе.

По мнению Степашина, следует также законодательно оформить обязательность экспертизы всех законопроектов, поступающих на рассмотрение парламента, с точки зрения противодействия коррупции. "Это мировая практика", - заметил глава Счетной палаты.

Ведомство Степашина выдало и еще несколько антикоррупционных спецзаказов Думе, предложив принять поправки в законодательство, обеспечивающие финансовую независимость органов финансового контроля, в том числе и самой Счетной палаты, а также законодательно закрепить институт конфискации имущества нажитого незаконным путем. "Я и мои коллеги из Счетной палаты полагаем, - сказал Степашин, - что необходимо в том числе распространить эту норму на коррумпированных чиновников".

Госуправление Должностные преступления Госдума