- В понедельник с утра к нам прибыли судебный исполнитель и представитель Эрнста Неизвестного на Урале Михаил Петров с решением Ленинского районного суда Екатеринбурга, - рассказал "Российской газете" заместитель генерального директора Свердловского худфонда Сергей Лихачев. - В этой странной бумаге нам почему-то предписывалось передать принадлежащий Екатеринбургу макет памятника представителю его автора для транспортировки в Челябинск - в целях обеспечения его хранения в министерстве культуры Челябинской области. Мы ничего не могли предпринять против судебного решения, поскольку фонд является всего лишь хранителем макета "Масок". Да и сама судья, как только вынесла это решение об обеспечительных мерах, ушла в отпуск. Без нее никто не может ни отменить, ни приостановить исполнение судебного решения.
Вместе с Михаилом Петровым и судебным исполнителем в Екатеринбургский худфонд прибыли почти взвод солдат и автокран с грузовиком из Челябинска. Солдаты обмотали первую часть макета "Масок" веревками и начали по-военному просто вытаскивать ее волоком из подвала. Послышался треск, от макета начали отваливаться куски. По словам Сергея Лихачева, повреждения составляют 10-15 процентов.
- Это, конечно, восстановимо, - говорит Лихачев. - Но как-то не по-людски. Мы всего лишь хранители модели, но мы еще и патриоты. Неужели нельзя было договориться по-хорошему?
Договор об установке памятника жертвам сталинских репрессий Эрнст Неизвестный подписал с властями Екатеринбурга и местным обществом "Мемориал" еще в 1990 году. Это должны были быть две плачущие человеческими лицами маски из красного гранита высотой в 15 метров. Маски смотрят в разные стороны - в Европу и Азию. Именно поэтому для их установки был не случайно выбран Екатеринбург, стоящий на границе двух частей света. Легендарный скульптор, в свое время родившийся в Свердловске-Екатеринбурге, прилетел тогда специально из Нью-Йорка, где давно проживает, осмотрел место перед Дворцом молодежи, где планировалось установить памятник, и сделал его трехметровую копию. При этом сразу отказался от авторского гонорара в 700 тысяч долларов, которые пожертвовал на строительство самого памятника.
Всех денег на возведение монумента власти Екатеринбурга тогда собрать не смогли, поэтому гипсовую модель оставили пылиться в павильоне худфонда, а позже вообще распилили на части и сложили в подвал, чтобы не мешала работать над другими проектами. Эрнсту Иосифовичу это не понравилось, и спустя 15 лет он потребовал отдать назад его скульптуру, поскольку по договору, если памятник не устанавливается в течение десяти лет, автор имеет право расторгнуть договор. Тем более что власти Челябинска заявили о своей готовности поставить многострадальный памятник у себя в городе.
Год назад уральский представитель скульптора Михаил Петров прибыл в худфонд с письмом от Неизвестного, но представители мэрии Екатеринбурга заявили, что создателю макета памятника принадлежит только авторское право на него, а сами "Маски" - теперь уже собственность города. И не отдали автору его макет. ("РГ" писала о той истории 16 марта прошлого года).
- Эрнсту Иосифовичу стало плохо, когда он узнал об отказе, - рассказывал тогда "РГ" Михаил Петров. - Мы подали иск в суд, поскольку не собираемся отступать. Воля автора памятника должна быть исполнена.
Вчера из мэрии Екатеринбурга не последовало никаких комментариев по поводу происходящего с памятником. Однако, по собственной информации "РГ", власти города готовятся опротестовывать решение Ленинского суда. Борьба за памятник репрессированным продолжается.