21.06.2006 01:00
Общество

Владимир Васильев ставит в Воронеже "Золушку"

Знаменитый танцовщик и хореограф ставит спектакль в Воронеже
Текст:  Геннадий Литвинцев (Воронеж)
Российская газета - Черноземье: №0 (4097)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Владимир Викторович, почему вы выбрали для постановки "Золушки" воронежский театр? И как оцениваете возможности наших танцовщиков и музыкантов воплотить ваш замысел?

Владимир Васильев | Вообще-то не я выбирал театр, а меня выбирали, так было всегда – сначала Большой, где и протекала вся моя деятельность, потом и другие. Вот и в Воронеж пригласили поставить "Золушку". Почему меня? Наверное, видели когда-то мой спектакль в Кремлевском театре, давно это было, захотелось его возродить, за что я благодарен. После той постановки прошло более пятнадцати лет, мне она разонравилась, многое хочется сделать заново, по-другому. Например, полностью переделываю третий акт.

Воронежские артисты работают вдохновенно, заинтересованно, что называется, с огнем в глазах. Как постановщик, я очень доволен. За три дня мы "пробежали" практически весь балет. Отработка займет, конечно, много больше.

РГ | Но выбор исполнителей остается за вами?

Васильев | Предлагает администрация театра, они все же лучше знают своих артистов, видят их в каждодневной работе. Но окончательный вариант – кто из них войдет в первый состав, кто во второй, третий – остается за мной. Это выявится в процессе репетиций. Всегда надеешься на приятные неожиданности, на откровение, на чудо: кто-то из тех, кто поначалу находится вроде бы на вторых ролях, в тени, вдруг проявит себя, блеснет, очарует. Вот сегодня поставил вариации Злюки и Кривляки, которых прежде не было ни в одном спектакле. И одна девушка, Алина, фамилии еще и не запомнил, поразила врожденным артистизмом, с первых же движений ухватила мою мысль, да еще и чудесно расцветила ее своими интонациями. Одно удовольствие с ней работать. Есть и другие исполнители, способные тонко чувствовать и понимать музыку, передавать ее своей пластикой, обладающие для этого соответствующей техникой.

РГ | Как бы вы сформулировали художественную идею обновленной "Золушки"?

Васильев | Как можно ближе к оригиналу передать средствами хореографии великую музыку Прокофьева. Партитуру "Золушки" я считаю одной из самых ярких в его творчестве, передающей глубинные движения человеческой души. Сила этой музыки такова, что ей невольно поддаются люди даже неискушенные, независимо от их культурной подготовленности. У Прокофьева чудно соединяются сарказм и гротеск с тончайшим лиризмом, а в последней сцене, в заключительном адажио, любовь Принца и Золушки одним порывом захватывает всех, даже и тех, кто пытался мешать их счастью, зло тушуется перед силой чувства. Совершенная гармония объединяет сцену с залом. В этот миг мне хотелось бы увидеть на глазах у зрителей слезы радости, это и означало бы, что спектакль удался.

РГ | Расскажите, что вы ставили перед этим?

Васильев | "Сказку о попе и работнике его Балде" на сцене Санкт-Петербургской филармонии, премьера состоялась перед самым Новым годом. Первый раз этот одноактный балет на музыку Шостаковича (вообще-то он написал ее для мультфильма) я поставил еще к двухсотлетию Пушкина в Большом театре, сам тогда еще и Балду танцевал. В этот раз дополнил постановку чтением сказки, записал свой голос.

РГ | Какие тенденции, на ваш взгляд, преобладают сегодня в отечественном балете?

Васильев | Пожалуй, происходит то же, что и во всем мире – погоня за быстрой популярностью, легкой славой, большими деньгами, и, как следствие, исчезновение подлинного артистизма, нивелирование и профанация искусства. Становятся редкостью люди, творящие не из-за денег, а просто в силу своего таланта, из любви к искусству. К счастью, такие люди еще остались на периферии, в частности, и здесь, в воронежском театре. И хотя нравы, насаждаемые из центра, понемногу доходят и сюда, хотелось бы, чтобы это происходило не так быстро. Подлинные творческие силы, не развращенные шоу-бизнесом, только в провинции и остались. Разумеется, творческий труд должен достойно вознаграждаться. И стыдно бывает слышать, насколько скудно воздается местным артистам, многие из которых достойны выступать на лучших мировых сценах. Искусство не должно быть на положении Золушки.

РГ | Нет ли у вас ощущения, что аудитория высокого искусства в наши дни резко сужается? Когда-то каждый провинциал мог видеть лучшие произведения столичной сцены по телевидению, пропагандой высоких образцов была занята пресса, кино, вся страна была охвачена гастролями. Сейчас же классический балет, как и опера, действительно творятся для избранных, а "масса" отдается примитивной попсе, в жертву корысти и дурновкусию шоу-дельцов.

Васильев | К сожалению, коммерциализация коснулась не только эстрады, но и театра. Современный танец даже и технически много проще, легче классического. Соблазн быстрого успеха, легких денег губителен. А выход в том, чтобы каждый, кто считает себя мастером или просто профессионалом, честно служил своему призванию, лично не участвовал в профанации искусства, делал все для утверждения Красоты и Добра с большой буквы. А цинизм и торжество пошлости временны, это уже проходит, тяга к классическому искусству усиливается, молодежь начинает отворачиваться от подделок. Традиции русского балета становятся все востребованнее.

РГ | В этой связи хотел бы спросить о вашей работе в бразильском городе Жоинвиль. Как получилось, что в далекой латиноамериканской стране захотели создать школу классического балета именно в русской версии?

Васильев | Тут у меня действительно есть повод для гордости. Мэр Жоинвиля шесть лет назад специально приехал в Москву, нашел меня через Александра Богатырева, тогдашнего директора балета Большого театра. И мы с Богатыревым дали свое согласие на предложение создать школу, учить там талантливых детей по своей методике. Ныне в июле мои бразильские ученики приезжают в Москву, да не просто так, а, можно сказать, на гастроли – привезут хореографическую сюиту на темы "Щелкунчика". Можно будет оценить некоторые предварительные итоги наших усилий.

РГ | Владимир Викторович, поклонникам вашего таланта известно о вашем увлечении живописью. Что это – вид досуга после занятий хореографией или вторая профессия?

Васильев | Профессиональным художником я себя не считаю, но пишу постоянно, как только выдается свободное время, чаще всего пейзажи. Друзьям моя живопись нравится. А в прошлом году прошла выставка в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Нынешней весной в Вильнюсе.

РГ | Надеемся увидеть выставку когда-нибудь и в Воронеже. Может быть совместите ее с премьерой "Золушки" в октябре?

Васильев | Благодарю за идею, все может быть.

Становятся редкостью люди, творящие не из-за денег, а просто из любви к искусству. К счастью, такие люди еще остались на периферии, и в частности, в воронежском театре.

Образ жизни Театр Воронеж Центральная Россия