22.06.2006 00:10
Экономика

На муниципальных счетах "зависли" миллионы

На муниципальных счетах "зависли" миллионы
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (4098)
Читать на сайте RG.RU

– В местных бюджетах появились «лишние» деньги, – посетовал во всеуслышание первый вице-губернатор Владимирской области Владимир Веретенников. – А область направит муниципальным образованиям дополнительно еще 400 миллионов. Нужно подумать, как их правильно потратить.

– Проблема в том, что власти на местах не сумели перейти от антикризисного управления к устойчивому развитию, – дал свою оценку этому новому финансовому явлению вице-губернатор, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслав Кузин. – Почти во всех муниципальных бюджетах наметился условно называемый профицит – когда доходы казны превышают расходы. Рекорд установлен в Коврове – 103 миллиона, и даже в Лакинске, никогда не ходившем в «богатых», остались неизрасходованными 15 миллионов.

Эти «монологи» отцов области прозвучали на традиционном совещании с главами муниципальных образований, где подводились итоги социально-экономического развития региона за четыре месяца и исполнение муниципальных бюджетов. А скоро к ним присоединился и голос вице-губернатора Евгения Карпова. На совещании по подготовке к зиме он сообщил об очередном «парадоксе» момента. Оказывается, департамент жилищно-коммунального хозяйства не может свести концы с концами из-за цифири, которую прислали муниципалитеты. Исходя из федерального стандарта 2,9 рубля на квадратный метр, объем финансирования капитального ремонта жилищного фонда в области должен составлять 300 миллионов рублей. По данным органов самоуправления, он равен 236 миллионам рублей.

– Это значит, что по отдельным домам ремонт вообще не запланирован, – уточнил областной чиновник. – Вы нарушаете закон! Муниципалитеты должны предпринимать усилия по сохранению жилищного фонда!

А ведь в этом году на реализацию  программы модернизации ЖКХ муниципалитетам будет направлено почти 260 миллионов рублей, вместо запланированных 19 миллионов рублей. 34 миллиона добавит федеральный центр.  Будут ли они потрачены? Воистину неведомая прежде для провинции задачка! Что же происходит? Может, в городах и весях заасфальтированные дороги заблестели как зеркало, или на вечерних улицах светло, как днем? А может, водонапорные башни перестали падать средь бела дня, а из кранов пошла прозрачная родниковая вода? Или крыши домов не текут, а в подвалах сухо, как в пустыне Сахара? Да нет: проблем по-прежнему пруд пруди. И власти не скрывают этого. Вот только деньги почему-то не работают, словно сдерживает их какая-то виртуальная плотина.

Как выясняется, никакой загадки тут нет.

С нового года вступил в силу Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В нем содержится ряд новаций. Так, участвовать в размещении заказов имеют право любые организации, предприниматели и граждане. Разместить их можно не только на конкурсе, но и на аукционе (в том числе и через Интернет), а также путем запроса котировок на биржах. А правила и процедуры, определенные в новом законе, едины для Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Но к маю выяснилось, что средства, отпущенные на муниципальный заказ, копятся на счетах почти всех территорий. Закон, который эксперты назвали очень своевременным и эффективным, по сути, не работает. Заместитель губернатора области, директор департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Александр Денисов считает, что пока идет притирка:

– Мне думается, что муниципалитеты упустили время, прежде чем поняли, что мимо 94-го федерального закона они не могут потратить муниципальные деньги.

Дважды, в декабре прошлого года и в первом квартале нынешнего, департамент имущественных и земельных отношений проводил «ликбез» для заместителей глав муниципальных образований и  на конкретных примерах учил грамотно размещать муниципальные заказы. Но отсутствие у муниципалитетов «энтузиазма» по проведению торгов объясняется не только недостатком подготовленных кадров, умеющих быстро сориентироваться на рынке предложений. Здесь и другая причина.

– Изменения условий выполнения муниципального заказа значительно увеличило объем работы, – уверяет глава Ковровского района Александр Клюшенков. – Если раньше мы могли разместить в подрядной организации без торгов и конкурсов заказ до 200 тысяч рублей, то сейчас новым законодательным актом ограничены 60 тысячами рублей. Любой вид товаров, услуг, работ требует проведения большой юридической, документальной и другой работы. Теперь мы вынуждены готовить проектно-сметную и другую документацию круглогодично. А это отнимает очень много сил и дополнительного времени.

– 35 миллионов нам выделено на приобретение топлива, – объясняет причины «зависания» бюджетных средств глава Вязников Евгений Виноградов. – Уголь закупили, но львиную долю оставили на приобретение мазута. Цена за тонну сегодня достигла 7 тысяч рублей. Не можем расходовать деньги бездумно, держим их пока на счету и ждем снижения, которое обычно происходит перед началом отопительного сезона. Есть и другие моменты. Например, на праздник Фатьянова министерство культуры выделило 180 тысяч рублей. Для проведения тендера мы должны будем поделить их на 3 части, как будто для трех праздников. А сколько потребуется бумаг, чтобы все это оформить? А ведь это целевые деньги. Пришли деньги на дороги. По правилам, дается на тендер 2 месяца. До сентября деньги будут лежать, а дороги стоять. А ведь такие вопросы нужно как раз решать оперативно. Таким образом, нас толкают на какие-то придумки, нужно изворачиваться. Кому это нужно, непонятно.

Однако в борьбе за то, чтобы процесс расходования бюджетных средств стал максимально открытым, эти аргументы в расчет не принимаются. И пока работа муниципалитетов по исполнению нового закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд признана неудовлетворительной.

Между тем

Депутаты Череповецкой городской думы 20 июня на депутатских слушаниях признали неудовлетворительными результаты муниципальных торгов на поставки продуктов питания в детские дошкольные и лечебно-профилактические учреждения. По мнению депутатов, тендер, проводимый по закону о госзакупках, ухудшил питание в детсадах и больницах, поскольку муниципальные торги на поставку продуктов питания в детские и лечебные учреждения, которые проводились в соответствии с 94-ФЗ , сломали ранее действовавшую в городе работу поставщиков. Мэрия Череповца всегда проводила два конкурса – на поставку продуктов питания и среди оптовых складов, которые занимались фасовкой и транспортировкой продукции по учреждениям образования и здравоохранения. С 1 января 2006 года, в соответствии с федеральным законом, власти Череповца провели только тендер на поставку продуктов. И теперь получается, что поставщики сами должны еще и решать вопрос с доставкой продуктов в каждое учреждение. А это дополнительные затраты. Естественно, результатом вместо ожидаемого удешевления продуктов стало их удорожание.

По мнению некоторых депутатов, властям Череповца необходимо вернуться к системе муниципальных закупок, действовавшую до 31 декабря 2006 года.

Бюджеты регионов Госуправление Владимирская область Центральная Россия