23.06.2006 02:00
В мире

Записки советского эмигранта об Америке

Представляем автора
Текст:  Александр Строканов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4099)
Читать на сайте RG.RU

Дом в Вермонте

Я приехал в Вермонт в 2000 году, уже имея за плечами опыт семилетней жизни в США. Покупка дома в Вермонте была уже моим вторым опытом такого рода. В Северной Каролине у меня был очень хороший дом и расставаться с ним и друзьями было нелегким делом.

Итак, с чего начинается покупка или продажа дома? Конечно, со встречи с риелтором, которого тщательно выбирают, и чаще всего по рекомендации друзей и коллег. Если вы покупатель, с риелтором можно заключить контракт, а можно и просто сказать ему, какой вы хотите дом. Контракт как таковой имеет очень ограниченное значение. Покупатель не платит риелтору ничего, платит только продавец дома, которому контракт необходим. Риелтор предоставила нам информацию о домах, выставленных на продажу, и работа началась.

Одновременно я занялся кредитом для покупки дома - просто сказал в своем банке, что хотел бы купить дом и буду нуждаться в специальном кредите. Банк тут же начал сбор документов, сведений с места работы, информации о зарплате, но решающим фактором была моя кредитная история. На каждого американца заведено, как минимум, два досье: одно - так называемая "social security", а попросту - государственная пенсия, на которую производятся регулярные отчисления с зарплаты, второе - информация из банков и других кредитных учреждений обо всех заемных средствах. Кредитная история оценивается в пунктах от 1 до 800 и играет немалую роль в жизни любого американца. Она даже влияет на риск в автогражданской ответственности. Но главное - она влияет на готовность банка предоставить вам кредит. Чем больше пунктов в истории - тем лучше будут условия кредита, включая размер суммы, которую банк согласится вам выдать и под какой процент. Кредит можно взять не в своем банке, а в специальных кредитных бюро, но со своим банком, где вы знаете многих и многие знают вас, как-то спокойнее. Тем не менее это теплое чувство не помешало банку позже перепродать мой кредит в одном из таких бюро, но условия, предоставленного мне кредита уже не могут быть изменены.

Изучая листочки с информацией, полученные от риелтора, мы выбирали и ездили смотреть дома. Хотя домов на продажу выставляется немного, нового строительства в нашем регионе практически не ведется. Вермонт - небольшой штат всего с шестисоттысячным населением, по природно-климатическим условиям напоминающий Россию. Может быть, именно поэтому здесь еще недавно жил Солженицын. Пожалуй, самый экологически чистый штат. Штат-курорт. Здесь почти нет производства, население Вермонта сокращается, и многие дома скучают без хозяев.

Что мы искали? Мечта жителя Вермонта среднего достатка иметь дом в лесу, недалеко от города, но и без видимых соседей. Посмотрели мы в общей сложности, наверное, с десяток разных домов. Приезжали сначала одни и оценивали местность. Если нравилось - приезжали вместе с риелтором и уже заходили в дом, заглядывая в каждый угол. Хозяев в такие моменты просят уехать, так что вполне можно почувствовать себя как дома, а не в гостях. Когда я продавал дом в Северной Каролине, я просто отдал ключи риелтору и больше никогда с ним не виделся. Когда дом был продан на устраивавших нас условиях, он прислал чек, не забыв при этом вычесть из суммы свои шесть процентов комиссионных.

Наконец, после полутора месяцев поисков мы увидели то, что искали. Вернее, почувствовали, что это наше место. Примерно в ста метрах от небольшой сельской дороги, на холме, со всех сторон окруженный лесом, стоял небольшой домик. Нам так понравился лес вокруг - причудливое сочетание вечнозеленых деревьев с лиственными, лесная полянка в обрамлении скрытых от поверхностного взгляда лесных ручьев - что сам дом уже играл не главную роль в нашем решении здесь поселиться. Домик и вправду, по американским меркам, был небольшой. На первом этаже кухня, столовая, гостиная с огромным камином, сложенным из камней, туалет-ванная и кабинет, на втором этаже - две спальни и туалет. В подвале, что был не закончен, еще одна спальная комната и большое помещение, которое может быть использовано как игровая комната, тренажерный зал или что-то в этом роде. Здесь же располагаются отопительная система - две печки: одна, работающая на солярке, другая - на дровах и угле, водяной насос, небольшая комната для хранения угля и достаточной большая для дров, припасов и заготовок. Рядом с домом - гараж на три машины и бассейн. В гараже - небольшой бензиновый генератор электричества, на случай его отключения. Вода поступает в дом из родника и качается насосом. Канализация тоже автономная и с городом нас связывают только электро- и телефонные провода. И хотя город всего в трех километрах - ощущение изолированности абсолютное при полном отсутствии заборов. Участок земли, опять же, по вермонтским меркам, небольшой - всего полтора гектара леса, лужайка да пара оврагов с ручейками. Маленькую грядку, вскопанную прежними хозяевами, мы расширили и теперь наслаждаемся своими овощами и зеленью.

Главный недостаток дома - спальни расположены на втором этаже и в подвале. Прежние хозяева, а их сменилось за тридцать лет жизни дома не менее четырех, планировали достройку спальни на первом этаже (даже чертежи остались), но так этого и не сделали. Отделка дома была достаточно скромной, за исключением прекрасных паркетных полов на втором этаже, в одной комнате даже из вишни. Вскоре мы заменили окна на тройные стеклопакеты, перекрасили стены и переклеили обои в столовой и на кухне.

Сам процесс покупки был очень прост. Мы предложили первую цену, сознательно заниженную, которая, разумеется, была отвергнута, но нам дали понять, с какой суммы начнется серьезное размышление о предложенном. И тут объявилась еще одна пара, заинтересовавшаяся домом. Это подтолкнуло нас объявить новое предложение о цене, которое и было принято. Предварительный контракт закрепил цену и установил сроки совершения сделки. Примерно через месяц мы пришли в одну из местных юридических фирм, где окончательно подписали все документы. За этот месяц банк предоставил нам кредит и пришли мы уже с чеком. В нашем случае мы оплачивали двадцать процентов стоимости дома сами, а на остальную сумму получили кредит на двадцать лет под шесть процентов годовых. Через полчаса все было закончено, долгожданные документы и ключи от теперь уже нашего дома приятно грели руки. Прежняя хозяйка передала нам телефоны всех обслуживающих дом контрактеров, наиболее ценным из которых был молодой человек со снегоуборочной машиной, который по условиям договора должен очищать от снега пространство перед домом и сто метров до дороги. Осталось заключить контракты на поставку солярки, дров, угля, электричества и услуги телефонной связи. Мы сравнили предложения нескольких конкурирующих в нашем регионе компаний, и оформление решений по заключению контрактов заняло меньше часа. На дворе был конец декабря, и мы решили перебраться в наш новый дом, где вскоре должен был появиться новый член нашей семьи - Аленка была на седьмом месяце беременности...

Продолжение в следующем номере

США