В целом законопроект одобрен подавляющим большинством субъектов Федерации, но отправлен на доработку. Правительство вернется к рассмотрению этого вопроса через месяц.
Закон о ЕГЭ в образовательном сообществе ждут уже не первый год, так как во многих регионах единый, несмотря на экспериментальный статус, фактически уже стал нормой. Предполагалось, что на вчерашнем заседании законопроект будет принят и ЕГЭ станет официальным на всей территории России с 2008 года. Однако, как стало известно "РГ", отложить принятие решения чиновников подтолкнуло выступление ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего. Он говорил о том, что вуз должен иметь право на дополнительные испытания абитуриента, чтобы посмотреть ему "глаза в глаза". Напомним, что в самой первой редакции законопроекта о ЕГЭ, разработанной в Министерстве образования и науки РФ, позиция про выделение ведущих вузов, которым разрешалось бы проводить такие испытания, была. Однако позже она исчезла. Теперь этот вопрос предложено проработать еще раз. Среди вузов, которые могут получить право на свои внутренние экзамены, - МИФИ, МФТИ, МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, СПбГУ.
Возможно, ЕГЭ будет введен не с 2008-го, а с 2009 года
В то же время в рамках доработки документа правительство решило уточнить сроки введения ЕГЭ. Возможно, он будет введен не с 2008-го, а с 2009 года.
Единый экзамен в качестве эксперимента проходит в регионах страны уже пять лет. В этом году в едином участвовали 80 российских регионов, около 2 тысяч вузов готовы принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. По мнению директора центра тестирования минобрнауки Владимира Хлебникова, единый можно было переводить в штатный режим уже в этом году. Незачем затягивать переход, есть технология, которая реально работает уже по меньшей мере четыре года, считает Хлебников.
А вот ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров уверен, что ЕГЭ не должен стать единственным способом поступления в вузы. "Необходимо развивать систему приема абитуриентов по результатам конкурсов, олимпиад, профориентационных программ. Вузы сами должны решать, кого им брать по результатам ЕГЭ, а кого - по конкурсу", - считает ректор Бауманки.
Первая волна ЕГЭ-2006 уже закончилась, и можно подвести предварительные итоги. Как выяснилось, выпускники этого года хуже всего знают географию, а лучше всего разбираются в обществознании. На ЕГЭ по обществознанию явилось в этом году рекордное количество человек - почти 84 тысячи. 20 процентов участников экзамена справились с заданиями на "отлично", а 8 процентов получили "неуд".
По статистике, "двойки" на ЕГЭ получают 20 процентов выпускников. В одном из своих интервью "РГ" руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов так прокомментировал ситуацию:
- Судя по международным показателям, 20-30 процентов "двоек" на выходе из школы - это обычное дело. Даже в таких успешных странах, как Франция и Великобритания, нет стопроцентного усвоения школьной программы. У нас же прежде аттестаты получали 99,9 процента одиннадцатиклассников. А теперь вдруг выясняется: из десяти двое не справляются со школьной программой. Хотя ведь и раньше среди учеников встречались, к примеру, яркие гуманитарии, которые ту же физику никогда больше чем на "двойку" не знали. "Тройку" на выпускном экзамене им просто-напросто "натягивали".