Об этом говорится в сообщении, распространенном вчера российской компанией.
Как уже писала "РГ", накануне председатель совета директоров Arcelor Йозеф Кинш заявил журналистам в Люксембурге, что, тщательно рассмотрев и проанализировав оба предложения о покупке, участники воскресного заседания решили отдать предпочтение более выгодному - от Mittal Steel. Оставив, таким образом, "за бортом" российскую компанию "Северсталь".
Причина пересмотра сделки в пользу Mittal Steel очевидна. По словам Йозефа Кинша, глава концерна Лакшми Миттал увеличил сумму своего предложения на 10 процентов - до 40,40 евро за акцию. При этом Лакшми Миттал согласился на долю 43,4 процента в объединенной компании.
Как говорится в заявлении "Северстали", руководство компании выражает недоумение в связи с тем, что совет директоров Arcelor не пригласил их представителей для обсуждения итогового предложения.
Особенно странно это выглядит потому, что Arcelor прочно связан юридическими обязательствами в соответствии с соглашением о слиянии двух компаний от 26 мая 2006 года.
Несмотря на недвусмысленные заявления Йозефа Кинша, в российской компании считают, что для них не все потеряно. Алексей Мордашов уже заявил, что готов улучшить свое предложение о покупке люксембургской компании. По данным некоторых средств массовой информации, улучшение может заключаться в доплате в размере не менее миллиарда евро. Якобы эти деньги готов предоставить банк ABN Amro. Кроме того, в силе остается и последнее предложение Мордашова, согласно которому он готов отдать 89 процентов акций российской компании в обмен на 25 процентов акций объединенной компании (а не на 32, как предполагалось ранее). А сумма, которую "Северсталь" дополнительно должна заплатить, составляет около 13 миллиардов евро.
Решение совета директоров Arcelor в пользу индийского миллиардера Лакшми Миттала вызвало неоднозначную реакцию и у многих экспертов, которые считают предложение "Северстали" более выгодным. Так, например, французский парламентарий Никола Дюпон-Эньян назвал соглашение Arcelor и Mittal Steel "историческим ограблением, выглядящим настоящей агрессией против жизненных интересов" Франции (напомним, что эта страна владеет частью акций Arcelor). По его словам, в результате этой сделки "французы, уже выложившие из своего кармана 100 миллиардов франков на реструктуризацию сталелитейной промышленности, в очередной раз вынуждены беспомощно наблюдать за расчленением стратегического сектора национальной индустрии".
Столь же скептически отнесся к решению совета директоров Arcelor и представитель профсоюза "Французская федерация христианских трудящихся" Патрик Озано, по словам которого сделка с Mittal Steel "неизбежно повлечет за собой свертывание производства, в том числе и во Франции, а выделение средств на инвестиции и исследования будет пересмотрено в сторону снижения".
В то же время российские эксперты называют торги на сталелитейном рынке аукционом и считают, что компания Arcelor просто использовала предложение "Северстали" для того, чтобы заставить Mittal заплатить дороже. Того же мнения и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко: "Не хотелось бы видеть в данной ситуации признак русофобии по отношению к окрепшей российской экономике, которая может выходить на рынки других стран".
А вот научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин говорит, что решение Arcelor о слиянии с Mittal Steel и, соответственно, отказ от объединения с "Северсталью" на российском рынке никак не скажется. "Ну, не получилось. Это в коммерческом мире бывает часто. На этот раз наши амбиции, к сожалению, оказались нереализованными", - заявил Ясин в эфире "Эхо Москвы". По его словам, если бы сделка состоялась, "это было бы крупное событие с точки зрения выхода российских металлургов на мировые финансовые рынки". В то же время Ясин подчеркнул, что и без слияния с европейским сталелитейным гигантом "Северсталь" является мировым игроком, у которого довольно большой экспорт на мировых рынках.
Тем временем
Напоследок отметим, что собрание акционеров, на котором должна быть окончательно одобрена сделка по созданию единой компании Arcelor-Mittal, запланировано на эту пятницу. Если акционеры Arcelor поддержат ее, то Мордашову будет выплачена неустойка в размере
140 миллионов евро, а объединенная компания Arcelor-Mittal займет первое место в мире по производству черных металлов.