Последний выстрел
На заводе говорят, когда сюда в первый раз приезжали американцы, то они были настолько потрясены всем увиденным, что не могли совладать со своими эмоциями. Выходцы из Нового Света не только не могли поверить в то, что русские способны построить такой гигант, но и в то, что Советскому Союзу так долго и так тщательно удавалось скрывать свои военные объекты. Американцы и представить себе не могли, каким мощным оружием располагала наша страна. Теперь янки, а также представители других государств, входящих в состав Организации запрещения химического оружия (ОЗХО), приезжают сюда раз в полгода, чтобы лично удостовериться в том, что русские держат свое слово и четко следуют всем пунктам конвенции.
О том, что в Новочебоксарске был секретный завод, жители города узнали только после его закрытия в 1987 году. Как говорит директор обособленного завода номер 4 Виктор Максимов, "даже те горожане, которые всю жизнь трудились на Чебоксарском химкомбинате, на базе которого и было запущено производство химического оружия, не подозревали о том, что в соседних корпусах "избранные" сотрудники работают на оборону всей страны". Пятнадцать лет комбинат хранил свою военную тайну. За это время здесь было выпущено около пятнадцати тысяч тонн отравляющих веществ нервно-паралитического действия, так называемые Vх-газы, предназначенные для снаряжения боеприпасов.
Несколько лет назад четыре объекта химкомбината, заявленных в ОЗХО, были демилитаризованы, сейчас в этих цехах производят сугубо мирную продукцию. От былой мощи сверхсекретного завода остался лишь один корпус, где непосредственно изготавливалось вещество Vх, и несколько вспомогательных сооружений.
В январе 2002 года был утвержден проект второй очереди ликвидации последствий бывшего объекта по производству химического оружия (БОПХО). Первая очередь - полное уничтожение специализированного оборудования - уже пройдена. В настоящее время подходит к концу вторая очередь: завершилось строительство установок термического обезвреживания металлических и строительных отходов, на заводе установили систему термического обезвреживания жидких отходов, в основном проведена дегазация строительных конструкций корпусов. Сейчас на установках термообезвреживания работают лишь единицы, так как практически за всеми системами следит компьютер. Как только на второй очереди будет поставлена точка, секретному заводу останется "жить" всего лишь несколько месяцев.
По проекту третья очередь будет разбита на две части. Во время первой рабочие должны будут полностью разобрать строительные конструкции корпуса 350 и вентиляционной трубы. Корпуса 352, 353 и галереи будут затронуты лишь частично. Вентиляционную трубу рабочие будут разбирать вручную с помощью пил с алмазными дисками. Так как рядом с корпусом 350 находятся помещения, которые не связаны с производством химического оружия - теплопункт, электромастерская, электроподстанция и многое другое, - все они, согласно второй части третьей очереди проекта, будут сохранены и приведены в полный порядок.
По предварительным данным, стоимость работ по разборке корпусов оценивается в 200 миллионов рублей. Чтобы сохранить работоспособность оставшихся помещений, требуется еще свыше шестидесяти миллионов рублей.
- Это лишь шестая часть от всей стоимости проекта, в целом он оценивается в один миллиард двести миллионов рублей, - говорит главный специалист отдела планирования и выполнения федеральной целевой программы Федерального агентства по промышленности Виктор Савельев. - Ликвидация объекта является дорогостоящим мероприятием. Я уверяю вас, что мы решаем задачу по уничтожению этого завода не любыми способами, а только теми, которые не противоречат нашему законодательству. Большая часть выделенных средств идет на обеспечение безопасности проекта. Всем известно, что, если корпуса не эксплуатировать, они начинают сами по себе рушиться, это может привести к экологической катастрофе. Мы делаем все, для того чтобы без вреда уничтожить то, что представляет опасность. Сейчас даже речи не идет о том, чтобы оставить завод в наследство следующим поколениям. Если болезнь есть, ее надо лечить, иначе со временем она сама даст о себе знать.
Вопрос на засыпку… завода
С самого начала процесс демилитаризации на новочебоксарском химкомбинате идет в открытом режиме. Никто не собирается скрывать, как Чувашия прощается со своим секретным объектом. Чтобы развеять всякие слухи и домыслы, в обсуждении проекта может принять участие каждый житель города или республики. И вполне естественно, что во время общественных слушаний атмосфера накаляется до предела. Практически все вопросы схожи. Всех без исключения интересует, насколько проект безопасен для окружающей среды и жителей республики. Во время последних общественных слушаний, когда речь шла о разборке корпусов обособленного завода номер 4, его директору пришлось взять огонь на себя. Он не стал скрывать, что выбросы в атмосферу все-таки будут.
- Валовый выброс при проведении работ составит пять тонн в год, - говорит Виктор Максимов. - По степени воздействия на организм человека вредные ингредиенты, которые будут поступать в атмосферный воздух во время демонтажа объектов третьей очереди, относятся к нескольким классам опасности: ко второму - диоксид азота, марганец и его соединения, и к третьему - оксид железа, сажа, диоксид серы и неорганическая пыль с двуокисью кремния. Хочу отметить, что выбросы будут сконцентрированы в пределах границы санитарной зоны химкомбината и не превысят нормы. Они не повлияют на качество воздуха в близлежащих населенных пунктах.
Он также отметил, что загрязнения не грозят почве и поверхностным водам. В Волгу будут сбрасываться не содержащие отравляющих веществ производственные и ливневые сточные воды, которые пройдут биологическую очистку в соответствии со всеми нормами и правилами.
Когда корреспондентам "Российской газеты" устроили обзорную экскурсию, казалось, что показывают не химический комбинат, а заказник. Корпуса так хорошо спрятаны среди деревьев, что не сразу догадаешься, то ли предприятие строили в лесу, то ли так хорошо его замаскировали. Работники завода говорят, что по весне здесь заливаются соловьи. На заводе не один раз видели животных. Наверное, звери чуют, что им здесь ничего не угрожает. В цеха иногда заглядывают зайцы и лисицы. И даже ондатры, которые, как известно, обитают только в чистой воде.
На вопрос корреспондента "РГ", где предполагается захоронить отходы, Виктор Максимов ответил, что все они останутся в пределах санитарно-защитной зоны химкомбината на полигоне захоронений, который согласован со всеми инстанциями. Эта территория не затопляется, так что вероятность попадания отходов в Волгу практически равна нулю.
Самый популярный вопрос, который постоянно звучит во время общественных слушаний: насколько опасны работы по демилитаризации объекта для тех людей, которые будут задействованы на разборе корпусов? По мнению дирекции, в ликвидации будут задействованы только абсолютно здоровые работники и только после проведения обучения, инструктажа и проверки знаний по безопасности труда. Все они будут обеспечены самыми современными средствами индивидуальной защиты. За их состоянием будут следить лучшие специалисты предприятия. По словам главного инженера проекта, представителя Государственного института по проектированию производств органического синтеза Ларисы Щабельской, в ликвидации БОПХО будет задействовано около пятисот человек, которые уже имеют опыт работы разборов строительных конструкций на подобных предприятиях. Стоит отметить, что проект по демилитаризации БОПХО типа Vх уникален, хотя в своем составе она содержит некоторые элементы технологий, которые уже были применены в Дзержинске и частично в Волгограде и Чапаевске.
О том, как идет процесс уничтожения производств химического оружия, каждый желающий может узнать, посетив специальный сайт в Интернете - www.chuvashia-zavod4.ru, где сосредоточена вся информация о заводе, конверсии и демилитаризации, или непосредственно в информационном центре, который расположился в Доме творчества Новочебоксарска. По мнению его руководителя Альбины Эндюскиной, у жителей города и Чебоксарского района возникает множество вопросов, связанных с безопасностью объекта и воздействием его на окружающую среду.
Помимо просветительской деятельности, центр занимается социологическими исследованиями, цель которых - выяснить отношение населения, которое проживает в непосредственной близости от завода, к процессу демилитаризации.
- Первые исследования мы провели в ноябре-декабре 2004 года, затем повторили их в конце прошлого года, - говорит Альбина Эндюскина. - Нами было опрошено пятьсот человек. Мы задавали жителям нашего города самые различные вопросы, в том числе: "Знают ли они, что в Новочебоксарске производилось химическое оружие?", "Что делается в настоящее время в цехах, где раньше производилось химоружие?" и многие другие. К примеру, на вопрос, насколько для вас важно знать об уничтожении химоружия и его производств, большинство опрошенных (около семидесяти процентов) ответили - "очень важно", оставшиеся респонденты оказались безразличны к этой проблеме. Когда мы спросили горожан, хотят ли они, чтобы их дети и внуки жили в Новочебоксарске, около тридцати процентов ответили "нет". По их мнению, в городе критическое состояние окружающей среды, высокий уровень заболеваемости и смертности. И все-таки большинство опрошенных, шестьдесят процентов, хотели бы здесь остаться. Среди аргументов в пользу Новочебоксарска они назвали следующие достоинства: чистый, уютный, удобный, зеленый, на берегу Волги и вполне перспективный.