29.06.2006 02:50
Экономика

Юрий Васильев: Мы не хотим революционных изменений

Возможно, милиция и пожарные снова отойдут центру
Текст:  Илья Акимов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4104)
Читать на сайте RG.RU

Председатель комитета Юрий Васильев рассказал корреспонденту "РГ", на что депутаты намерены обратить внимание своих коллег.

Юрий Васильев | Как известно, концепция реформирования межбюджетных отношений зарождалась в 1998 году. Сегодня она постепенно приобретает более или менее зримые формы. И сразу хочу сказать, мы не хотим каких-то революционных изменений. В целом структура межбюджетных отношений должна сохраниться, но отдельные ее элементы мы предлагаем скорректировать и усовершенствовать.

Российская газета | Недавно в Астрахани завершилось выездное заседание "круглого стола", которое организовал ваш комитет. Что вам "подсказали" регионы?

Васильев | Например, то, что в реконструкции нуждается Фонд финансовой поддержки регионов. Необходимо найти возможности для создания новых стимулов для тех субъектов Российской Федерации, которые имеют более высокие темпы роста экономики. Предположим, если регион наращивает свои экономические показатели и получает результаты выше тех, на которые рассчитывал ранее, то этот прирост не должен учитываться в качестве базы для расчета налогового потенциала. А сейчас получается, чем лучше работает регион, тем меньше он может рассчитывать на федеральный бюджет, и в итоге - его финансовое положение не улучшается.

Много говорили мы и о Фонде софинансирования социальных расходов. Как вы знаете, в него включаются несколько позиций, по которым регионам из федерального бюджета оказывается помощь. Это и жилищные субсидии, и детские пособия, и пособия для ветеранов труда и тружеников тыла. Есть предложения предоставлять средства из Фонда софинансирования единой суммой. И предоставить региону право самостоятельно определять, на какие нужды ему требуется больше или меньше средств. Предположим, если возникает проблема с жилищными субсидиями, то можно часть средств, которые предоставляются по другим направлениям, направлять в эту сферу и наоборот.

Заслуживает также внимания и законодательная инициатива сделать из этого фонда некий механизм, стимулирующий регионы выполнять как требования Бюджетного кодекса, так и не допускать, предположим, кредиторскую задолженность. Уже в этом году действует норма: если субъект Российской Федерации допускает задолженность по детским пособиям, то уровень его финансовой поддержки должен снижаться. Понятно, что сокращение субсидирования провинившимся регионам может показаться негуманным. Но в то же время, согласитесь, вполне разумно использовать такие фонды, как инструмент воздействия на качество управления финансами местными властями.

РГ | А вы не думали о том, что некоторые функции, переданные на местный уровень, просто не по силам муниципальным бюджетам?

Васильев | Конечно, думали. Мало того, сейчас анализируем возможность передачи на федеральный уровень некоторых функций, которые оказались чересчур обременительны для местных бюджетов. Ведь проблему сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо решать не только за счет увеличения финансовой помощи, но и путем передачи на федеральный уровень ряда полномочий. Речь в первую очередь идет о содержании милиции и пожарных. Возможно, это будет реализовано уже с 2008 года. Мы уже подсчитали - это обойдется федеральному бюджету в 136 миллиардов рублей. Сумма вполне посильная.

РГ | Невозможно говорить о проблемах регионов, не затрагивая вопросов дорожного строительства. Здесь какие-то перемены возможны?

Васильев | К сожалению, существующий уровень государственного регулирования и финансирования дорожной отрасли не обеспечивает объединение экономических центров государства.

Принятая в 2001 году подпрограмма "Автомобильные дороги" выполняется неудовлетворительно: по федеральным дорогам - на 64,5 процента, по территориальным - на 42,6 процента. И неудивительно. В 2006 году финансирование этой подпрограммы уменьшено по сравнению с 2005 годом на 3,6 процента. А за четыре года объем финансирования дорожного хозяйства в процентах от ВВП сократился более чем в 2 раза.

РГ | Диагноз вы ставите верно, министр транспорта Игорь Левитин уже два года бьет тревогу. А что вы можете предложить для "лечения" ситуации?

Васильев | Лекарство здесь одно - деньги. При рассмотрении проекта бюджета на 2006 год Госдума рекомендовала правительству по итогам исполнения бюджета за первые месяцы 2006 год увеличить финансирование дорожного хозяйства, в том числе - и субсидии регионам. Но сегодня уже ясно, что правительство не будет уточнять показатели федерального бюджета в июне 2006 года, а внесет такие изменения только по итогам первого полугодия. То есть реально обсуждение в Госдуме начнется лишь в сентябре. Это приведет к тому, что часть выделенных средств не будет освоена до конца года. Мы считаем такой подход к важнейшей проблеме недопустимым.

Напомню, что после того как "упразднили" закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" и отменили налог на пользователей автомобильных дорог, только в 2003 году потери региональных бюджетов составили около 33 млрд. рублей. Адекватной замены этим средствам многие регионы так и не нашли. Нужна продуманная четкая реформа дорожного хозяйства с нормальным, достаточным финансированием. Для решения этой непростой задачи мы считаем необходимым создать рабочую группу по выработке согласованных решений, пригласив в ее состав представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, правительства, администрации президента и Общественной палаты Российской Федерации. Не исключаю, что такая работа приведет к созданию нового национального проекта - развитие дорог России.

Федеральный бюджет Госдума