30.06.2006 02:00
В мире

Советский историк рассказал о проблемах американской школы

Продолжение
Текст:  Александр Строканов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4105)
Читать на сайте RG.RU

Начало в предыдущем номере.

Школа

Первая встреча американского ребенка со школой происходит в трехлетнем возрасте. Именно в три года начинается так называемая "preschool" (предшкольная подготовка). Ее выбирают, как правило, на базе той же самой школы, в которую ребенок пойдет, хотя это необязательно. Дети проводят там 2-3 дня в неделю по полдня. Такая необходимость связана с тем, что большинство детских садов не имеют образовательных программ, как мы уже писали ранее, да и родители в основном заняты зарабатыванием денег и редко имеют возможность подготовить ребенка к школе своими силами. Чему же там учат? Обычно тому же, что и в российском детском садике, знакомят с цифрами и буквами.

Следующий этап подготовки к обучению в школе начинается в пятилетнем возрасте, и называется это - "kindergarden". В нем уже учат детей читать и считать. Дети проводят там полный день - с 8 утра до 15 часов.

И, наконец, еще 12 лет учебы, которые разделены на три части: начальная школа - с 1-го по 5-й класс, следующий этап с 6-го по 8-й класс и, наконец, заключительный - с 9-го по 12-й. Очень часто каждый из этих этапов школьных лет проходит в отдельном здании. По крайней мере последний этап всегда отделен от предыдущих двух.

В начальной школе, так же как и в России, с детьми занимается один учитель, но американский учитель имеет ассистента. Учителя-предметники появляются только с шестого класса. По восьмой класс включительно существует четкая учебная программа - все дети в основном учатся одним и тем же предметам. Ее можно назвать обязательной, хотя она и отличается от штата к штату и от школы к школе. Начиная с девятого класса существует определенный стандарт, но ученики самостоятельно выбирают предметы, которые они хотят изучать. Стандарты определяют в основном математику, английский. Поэтому вполне возможно закончить американскую школу, но так и не встретиться ни с химией, ни с физикой, можно обойти и многие другие предметы, которые вам не по вкусу. Кроме того, классы делятся по уровням сложности. Их, как правило, три: на уровне требований колледжа, с повышенными требованиями и для всех остальных. То есть, по сути, внутри одной школы существуют три: для способных, для хороших середнячков и для всех остальных.

Есть и интересные детали. Все учебники предоставляются школой ученикам бесплатно. В школу дети ездят на специальном школьном автобусе, который забирает их около дома и после занятий привозит обратно. На американских дорогах к желтенькому школьному автобусу отношение особо уважительное: если автобус останавливается, все водители, движущиеся в обоих направлениях, дисциплинированно останавливаются тоже.

Каковы проблемы американской школы? Они варьируют от штата к штату. Во многих штатах не хватает учителей. Еще одна проблема связана с тем, что учителя с шестого по восьмой класс не являются предметниками, они закончили университет по специальности "образование", и очень часто их знания по предметам не очень высоки. Разумеется, у таких учителей страдают и ученики. Вообще, проблема качества образования стоит достаточно серьезно. Видимо, поэтому в университетах первые два года по сути посвящены тому, чему должны учить в средней школе.

Следующая проблема американской школы - избыточный вес школьников. Ее, как правило, пытаются решать через организацию питания. Например, недавно в школах запретили продавать пепси-колу, кока-колу и другие напитки, содержащие очень много сахара. Но вот обязательной физкультуры в каждом классе в школах как не было, так и нет. А, думается, зря. Можно и вообще не ходить в школу, а заниматься дома - для этого родителям надо получить специальное разрешение. Этим правом пользуются многие родители. В частности, так сделали многие из моих знакомых. Их аргументы - неверие в государственную систему образования, тогда как частная школа очень дорога, страх за безопасность детей в школе и иногда медицинские проблемы детей.

Хотя дети проводят в школе достаточно много времени - с 8.00 до 14.30, нагрузка в школе не так высока - домашних заданий очень мало, а в некоторых школах их нет вообще. Очень часто, будут ли задавать ребенку домашние задания, определяют родители. Из собственного опыта могу сказать, что после того как моя дочь проучилась первые полгода, я решил, что ни в коем случае нельзя ограничивать ее образование только американской школой. Поэтому последующие семь лет дочь училась по двум программам: в школе по американской, а дома по русской. Результат получился неплохой: она стала чемпионкой штата по математике и получила стипендию в престижном университете. А вот без русской программы вряд ли это получилось. Конечно, можно было бы пойти и в частную школу, но цены там просто запредельные, как правило, выше, чем в университете.

Школы очень разные. Отличаются они в зависимости от штата - в богатых штатах лучше, в бедных то, что могут себе позволить. Это касается и зарплаты учителей, в Коннектикуте она, например, почти в два раза выше, чем в Вермонте.

Многие выпускники школ не умеют выражать свои мысли письменно, не говоря уже об орфографии и правописании. Дело в том, что теорию английского языка как таковую им не преподают. Отсюда многие из них не знают, почему это надо писать так, а не иначе. Удивляет и подход к преподаванию литературы. То, что большинство моих студентов не читали ни одного русского автора - это понятно, но вот то, что они не читали Джека Лондона, О Генри, не говоря уже о Драйзере - это понять труднее. В связи с правом выбора предметов на последней ступени у многих моих студентов абсолютно отсутствуют даже базовые знания в некоторых дисциплинах, например в географии, очень часто в физике или химии. Немало моих студентов никогда не слышали о существовании Периодической системы химических элементов, не говоря уже о том, что ее предложил Менделеев.

В последние годы все острее встает проблема дисциплины. О стрельбе в американских школах сегодня знает уже весь мир. Это, конечно, крайний случай, а вот продажа наркотиков в школе встречается очень часто, если не сказать повсеместно. Особенно этим отличаются городские школы. Там же очень серьезны проблемы с расовыми отношениями. В глубинке эти проблемы не так остры, но все же существуют. Особенно когда население различается в расовом плане. Школьные группировки, как правило, основываются на расе и доходах родителей, а выражаются в стиле одежды. Единство проявляется только в одном - в спорте, а он, как правило, в американских школах очень здорово развит. Занимается спортом серьезно не так много детей, а вот болеют за свою команду всей школой, да еще и вместе с родителями. Когда проходят соревнования, школьные спортзалы и стадионы забиты до отказа. Вообще, родители достаточно активно вовлечены в жизнь школы. В каждой школе есть попечительский совет, который вникает во многие детали ее повседневной жизни. Есть и родительские собрания. Многие кружки и спортивные секции ведут родители.

Если дух состязательности в спорте в американской школе приветствуется, то дух состязательности в образовании исключен. Лучшие ученики поощряются, но при этом оценки по предметам являются приватным делом и не разглашаются, не прорабатывают в классе и двоечников. Вообще, учитель не может критиковать ученика перед классом за его плохую успеваемость, этого американская педагогика не допускает ни в школе, ни в вузе.

Надо сказать, что американская школа, осознавая определенную проблему, предпринимает усилия для ее решения. Например, в семидесятых-восьмидесятых возникла проблема беременности учениц старших классов. В последнее время острота этого вопроса явно пошла на спад.

Окончание в следующем номере.

США