Такое решение приняла вчера Военно-промышленная комиссия во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым. Таким образом, курс на централизацию управления оборонно-промышленным комплексом постепенно распространяется и на оружейно-заказывающую сферу.
Логика правительства, в общем-то, понятна. В недалеком прошлом одно только министерство обороны содержало более полусотни заказывающих структур. Каждая имела свой бюджет и штат чиновников, блюла собственный интерес в ОПК и военном ведомстве с помощью лоббистов. С 2001 года звеньев в этой цепочке убавилось втрое, но оставшиеся два десятка заказчиков по-прежнему тянут оборонно-производственное одеяло в разные стороны. Военно-промышленная комиссия решила положить конец многовластию и постановила впредь размещать гособоронзаказ через одно окно - новое федеральное агентство. По мнению Сергея Иванова, кроме практической выгоды, это решение несет серьезный антикоррупционный заряд. Действительно, чем меньше промежуточных структур будет между производителем и потребителем, тем меньше останется чиновников, готовых нажиться на "проталкивании" за определенную мзду оружейных заказов.
Но прежде в армии закончат формирование единой системы заказов на поставку вооружения, военной и специальной техники. Сроком ее готовности правительство определило 1 сентября. Вместе с межвидовой унифицированной системой тылового обеспечения, которая уже действует в силовых ведомствах, единый оружейный заказ станет базой для будущего федерального агентства.
- До конца года мы выведем эти структуры из подчинения минобороны, объединим их с аналогичными подразделениями МВД, ФСБ, других силовых ведомств. А чтобы равноудалить новое агентство от министерств, все должности укомплектуем гражданскими специалистами, - поделился планами первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Владислав Путилин. - Искусственно раздувать аппарат никто не собирается. Скорее всего функции заказывающих органов вместе со штатными "клетками" просто передадут в федеральное агентство.
Основная нагрузка по его формированию ложится на плечи Путилина. Именно он вчера возглавил рабочую межведомственную группу, которая займется утряской многочисленных организационных вопросов, в том числе подготовкой проекта указа президента и поправок в российское законодательство.
Вчера же Военно-промышленная комиссия впервые утвердила перечень промышленных критических технологий. За этим специфическим термином кроются оборонные производства, напрямую влияющие на безопасность страны, но по тем или иным причинам оказавшиеся на грани исчезновения. Это, к примеру, касается зеркальной оптики для космоса, комплектующих для сбора баллистических ракет и так далее. Угроза самая что ни на есть реальная. Достаточно вспомнить, что в начале - середине 90-х годов прошлого столетия российская "оборонка" недосчиталась порядка 40 процентов своих уникальных технологий. Они были потеряны из-за развала ОПК, потери сырьевых баз, выезда лучших ученых и производственников за рубеж, незаконной продажи оружейных "ноу-хау". Попыток искусственного банкротства оборонных предприятий немало и сегодня. Поэтому комиссия утвердила своеобразный "список неприкосновенных", куда вошли три сотни предприятий - носителей уникальных технологий. Главным образом они представляют авиационную, ракетно-космическую и судостроительную отрасли.
- Без такого перечня невозможно формировать Федеральную программу вооружения до 2015 года и определять приоритеты в развитии ОПК, - признался вице-премьер Сергей Иванов. - Мы знаем, какие финальные образцы будем производить. Но для них нужны соответствующие технологии.
Военно-промышленная комиссия вчера решила, что перечень критических технологий теперь будет разрабатываться на пятилетку и станет учитывать производственно-оружейные приоритеты десяти ближайших лет. Это исключит выпадение из списка чего-то важного и гарантирует своеобразную преемственность в создании современной боевой техники.