05.07.2006 03:45
Экономика

Как российский бизнес впишется в мировые тенденции

Преодолеет ли их наша экономика, зависит от того, как впишется российский бизнес в мировые тенденции
Текст:  Игорь Юргенс (вице-президент РСПП)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4109)
Читать на сайте RG.RU

Итак, ступень первая. В мировом производстве все больше возрастает удельный вес азиатских стран. Если сегодня на их долю - без учета Японии - приходится 13 процентов мирового ВВП, а на Западную Европу - более 30 процентов, то в ближайшие 20 лет вклады этих регионов практически уравняются. И хотя, судя по всему, в ближайшие 15-20 лет экономическое доминирование Соединенных Штатов поколеблено не будет, вполне возможно, что глобализация перестанет ассоциироваться с американизацией и приобретет вполне азиатские черты. Российские предприниматели могут получить здесь определенные преимущества, если сумеют вовремя сориентироваться на быстро развивающиеся азиатские экономики.

Ступень вторая - рост государственного сектора. На первый план выйдет проблема повышения его эффективности. Несложные расчеты показывают: при существующих темпах старения населения поддержание нынешнего уровня социальных льгот уже для следующего поколения в Германии потребует 90-процентного роста налогов. В Японии ситуация еще сложнее - здесь рост налогов должен будет составить 175 процентов. Очевидно, что такого увеличения налоговой нагрузки не вынесет ни одна экономика. И Россия, и развивающиеся страны также будут вынуждены решать эту проблему. В конечном итоге государственные структуры вынуждены будут все больше заимствовать передовые принципы работы частного сектора и, к примеру, широко использовать IT - вплоть до полномасштабного внедрения систем "электронного правительства". И бизнес должен быть готов включиться в эту работу.

Ступень третья. К 2015 году покупательная способность населения развивающихся стран возрастет с 4 до 9 триллионов долларов и приблизится к нынешнему уровню Западной Европы. На мировом рынке появится почти миллиард новых потребителей. При этом в силу развития IT независимо от места своего проживания они смогут приобретать одни и те же продукты и получать широкий доступ к информации о них. И на первый план выходит проблема поиска необходимой информации. Успешность бизнеса уже сегодня напрямую связана с его способностью использовать знания, управлять потоками информации в своих интересах - здесь открываются огромные возможности, в том числе и для российских предпринимателей. Здесь же кроются и опасные угрозы. Тот, кто не справится с решением этих задач, будет обречен на поражение.

Ступень четвертая. Фундаментальные изменения происходят на рынке труда. Развитие наукоемких отраслей формирует все возрастающий спрос на высокообразованных специалистов, что в будущем, вероятно, приведет к их нехватке.

Впервые за всю историю мира расстояния и географические границы перестают быть препятствием для социальной и экономической организации. В наш обиход прочно вошло понятие "удаленное рабочее место". Никого не удивляет, что человек может работать в организации, находящейся в десятках тысяч километров от его места жительства, и при этом не чувствовать своей оторванности от коллектива. По некоторым оценкам, общее количество офшорных рабочих мест, составлявшее в 2003 году 1,5 миллиона, в 2008 году перевалит за 4-миллионную отметку. Мировые стандарты производства, торговли, труда и заработной платы будут пересмотрены. И нам, России и российскому бизнесу, важно не остаться в стороне от этих процессов.

Ступень пятая. В ближайшие двадцать лет потребность в нефти вырастет на 50 процентов. И спрос этот вряд ли будет удовлетворен, если не будут открыты новые крупные месторождения или не появятся принципиально новые технологии. То же касается и множества других ресурсов. Мировой уровень потребления стали и алюминия за последние 15 лет увеличился почти вдвое, никеля и меди - на одну треть. Между тем запасы многих полезных ископаемых достигли исторического минимума, и, что очень важно, в перспективе дефицит коснется тех ресурсов, которые когда-то казались неисчерпаемыми. Ключевым препятствием для роста многих стран может стать также нехватка обыкновенной воды. Да и сама атмосфера подвергается угрозе истощения. В настоящий момент в нее выбрасывается в 2 раза больше углекислого газа, чем она в состоянии принять.

Смягчить последствия перечисленных проблем и при этом сохранить экономический рост можно будет только за счет инновационных технологий, более жесткого регулирования и перехода к сберегающему использованию ресурсов. Следствия реализации этих мер бизнесу необходимо заблаговременно предвидеть. Так, например, вступление в силу Киотского протокола коренным образом изменило рынки электроэнергии. Только в Евросоюзе с введением системы ограничения эмиссии парниковых газов сформировался многомиллиардный рынок сертификатов, дающих компаниям право на выброс определенного объема углекислого газа. И, в частности, благодаря этой системе производители электроэнергии начали переходить с каменного угля на природный газ, при сжигании которого выделяется меньше углекислого газа.

Шестая ступень. Нарастание экологических проблем грозит обернуться дальнейшим ростом недоверия общества к крупному бизнесу, и без того характерным для нашей страны. А корпоративные скандалы и усиление транснациональных корпораций, все менее подконтрольных какому-либо из государств, способны еще больше обострить ситуацию. Альтернативой может стать только повышение социальной ответственности бизнеса. В интересах самого бизнеса сделать так, чтобы его вклад в общественное благосостояние, его положительная роль в решении экологических проблем были очевидны для общества. И это не просто благие пожелания - это важное условие социальной стабильности и необходимый залог успеха в нашем непростом мире.

Ступень седьмая. Нет сомнений, что по мере изменений в рыночном регулировании и появления новых технологий будут развиваться нетрадиционные бизнес-модели. Уже сейчас возникают своего рода взаимосвязанные "экосистемы", объединяющие поставщиков, производителей и потребителей и размывающие границы компаний. Интуитивное управление становится достоянием прошлого. В будущем - да уже и в настоящем - научный менеджмент становится обязательным условием успешности компании.

Подводя итоги, можно сказать, что самые большие выгоды из развивающихся процессов извлекут те, кто сумеет своевременно получить доступ к передовым технологиям и эффективно их использовать. Двери открыты для всех.

Макроэкономика Бизнес Российский союз промышленников и предпринимателей