Певица Настя Панина, никогда не бывшая до того педагогом, занялась их вокалом, а Ледуховский придумал маршрут метафизического путешествия сквозь текст романа Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон". Для тех, кто романа не читал, поначалу реплики покажутся слишком странными, а сюжет слишком темным. Зато читавшие сразу поймут, что речь идет о духовных практиках освобождения сознания и достижения свободы, рассказанных с помощью чайки. Но и для тех и для других сработает энергия песенного слова.
Каждый поворот чайкиного крыла, каждый взмах навстречу свободе Ледуховский снабжает знаменитым европейским шлягером ХХ века. В результате получается экстремальное музыкальное кабаре, завораживающее качеством вокала и необычайной, отчаянной силой.
Сила - плод того экстремального опыта, который пережили шесть актрис, пустившиеся пять лет назад вслед за режиссером в неведомое. Им сопутствовали крики чаек, тексты Чехова ("Люди, львы, орлы и куропатки"), Островского ("Отчего люди не летают так, как птицы?"), справочников по содержанию птиц в клетках и романа Ричарда Баха. Тема романа - преодоление страха - и стала личной темой шести, преодолевших положенные природой границы.
Три девушки, одетые в легкие откровенные платья, поют, одна с другою споря, подхватывая или отрицая тему, ерничая или радуясь. Тонкая самозабвенная блондинка в красном, с ангельскими крыльями за спиной; жгучая роковая брюнетка, тоже с крыльями, и, наконец, крупная и темпераментная эксцентричная сопрано, то в крыльях, то без (Мария Галкина, Мария Серга, Юлия Богданович).
Эти трое, обладающие прекрасными вокальными данными, каждая на свой лад демонстрируют песню. То смешные, то влюбленные, то одинокие и потерянные, то независимые и свободные, они рассказывают историю крика, отчаянного и счастливого, взывающего о помощи и призывающего к свободе. "If You Go Away", "Summer Time", "You Are My Destiny" - крик чайки, приравниваясь к крику женщины, становится мифом.
Драматическая напряженность этого кабаре была бы, наверное, не так сильна, будь в распоряжении у режиссера только эти три поющие. Но у Анатолия Ледуховского есть еще и три непоющие, по крайней мере до некоторого времени. Одна из них (Елена Ворончихина) играет смешную, нелепую чайку, только мечтающую о настоящем полете. На фоне роскошных инопланетянок она выглядит едва ли не деревенщиной (но именно так - через преодоление пошлости и обыденности - достигается свобода в романе Ричарда Баха). Она смотрит на них восхищенно, снизу вверх, но именно ей доверил режиссер роль навигатора, ответственного за полет.
"Чтобы летать с быстротой мысли или, говоря иначе, летать куда хочешь, нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел..." Эти баховские афоризмы превращаются в лубок, своей наивностью подчеркивая безукоризненную силу и красоту полета (читай - пения).
Пение же поистине безукоризненно. Разнообразные и свободные джазовые вариации известных шлягеров (музыкальные обработки Саши Панина), не теряя самоценности, становятся частью напряженной драматической игры. Именно она завораживает.
А когда Мария Галкина поет свою вариацию "Summer Time", широко и свободно, точно она давным-давно звезда мировой величины, а потом, в белых коротеньких крыльях, в луче света сидит, слушая другую "чайку", она похожа на ангела из какого-то хорошего фильма.
Нынешним летом этих чаек приютил у себя московский театр "Тень". Возможно, уже осенью их полет принесет знаменитому театру новую славу. Спектакль Анатолия Ледуховского явно занимает пустующую нишу в почти не освоенном у нас жанре свободного вокально-драматического философского кабаре.