Что бы все это значило?..
Не смотреть по сторонам?..
Сериальная драмеди "Не родись красивой" родилась в далекой и красивой Колумбии. Наша, стало быть, Катя-простушка произошла от латиноамериканской "Бетти-дурнушки" - так называется лицензионный сериал, по мотивам которого и была сверстана его российская версия. Зрительский успех на родине сериала был, пожалуй, покруче, чем у нас. Там сам президент страны счел за честь сняться в одной из серий с героиней и поговорить с ней "за жизнь". А у нас только несколько персонажей из шоу-бизнеса не постеснялись войти в контакт с Катей. И самая статусная из них - Настя Волочкова.
Если взглянуть с высоты птичьего полета на обширную территорию этой "драмеди" (формат так называется), то композиция будет выглядеть следующим образом. Сначала маята неказистой барышни из простой российской семьи с советской ментальностью в условиях и обстоятельствах частнособственнического капитализма. Ее униженное и ущемленное состояние. Потом влюбленность в секс-символа предприятия, снова унижение в особо изощренной форме, успехи на деловом поприще. Наконец, решительная перемена участи: Катя стремительно умнеет, хорошеет, а для принца наступает пора унижений и непрухи. Наконец, общие деловые интересы, взаимные чувства их соединяют и, надо думать, навеки.
Все мы на ихней свадьбе были, мед-шампанское пили...
Оставаться такой, как есть?..
На каждом этапе этого продолжительного спуска с высоты известного сюжета к очевидному финалу главное - торможение. Сначала я как зритель и конфидент несчастной Кати должен долго-долго вживаться в чувства Золушки без хрустальных башмаков и в домотканой кофте, попавшей на бал и ощущающей себя чужой на празднике чьей-то жизни. Потом почти столь же долго обязан следить за раскаянием Андрея Жданова, за его душевными муками. Тут у меня происходит раздвоение личности: так ему, думаю, поделом, ветренику. А с другой стороны, ранит мысль: неужели Катя его не простит...
О художественных достоинствах зрелища больше ничего не скажешь. На экране - не образы и не характеры; и даже не маски, как в "Няне", а фигуранты. В ролях фигурантов второго плана заняты известные артисты; в ролях фигурантов первого плана - новички. И те и другие трудятся в меру своей природной органичности. Там, где ее не хватает, начинают сильно пережимать и делать вид, что они кого-то пародируют. Об авторском начале этого телеполотна можно тоже не говорить; ведь "полотно" и по происхождению, и по содержанию - явление фольклорного ряда.
Поговорить любопытно о другом. О социально-психологической подоплеке сериала, которой он и жив.
Оставайся самим собой
Второй год подряд дециметровый канал СТС, пролегающий в стороне от федеральных магистралей Первого, "России", НТВ и ТВЦ, производит фурор в отечественном эфире. Сначала посредством ситкома "Моя прекрасная няня". Теперь с помощью драмеди "Не родись красивой". Оба начинания заметно оттянули публику с первых четырех кнопок. Более того, сериал про Катю Пушкареву и ее родных, по наблюдениям специалистов, заставил включать телевизор ту часть населения, которая удовлетворяет свои культурные интересы за счет иных источников.
СТС - канал по марксистским меркам мелкобуржуазный. Впрочем, сегодня его целевую аудиторию принято называть "средним классом".
Здесь нет ни политических новостей, ни политической аналитики. И социальной проблематики тоже не наблюдается. Канал себя откровенно и не без вызова афиширует как "первый развлекательный". Но никакого преувеличения в этом слогане нет. Сутки напролет там идут развлекательные фильмы и сериалы типа "Сабрина - маленькая ведьма". Или "Зачарованные". Или "Отчаянные домохозяйки".
Ситкомы и драмеди - вот основной наполнитель "первого развлекательного". В этот раствор добавлено по вкусу гламурных подробностей из мира шоу-бизнеса ("История в деталях" и "Детали"), гламурных рекомендаций от современных модниц ("Снимите это немедленно"). Есть в нем умеренные дозы и юмора от Михаила Шаца и Татьяны Лазаревой ("Хорошие шутки"), и советского ретро от Михаила Швыдкого ("Жизнь прекрасна"), и житейской философии от Евгения Гришковца с его "пятиминутками сочувствия". И нет в нем намека на экстремизм ни политический, ни социальный, ни эстетический.
В общем и целом надо признать, что перед нами довольно симпатичная витрина определенного образа жизни и определенных умонастроений. Вопрос только в том, насколько она соответствует реальности?
Витрина - такая оптика. За стеклом - идеал. В стекле - отражение тебя. Получается двойная экспозиция. Твое изображение накладывается на твои помыслы. Этим и любопытны ситкомы и драмеди, имеющие повышенный спрос. Они - индикатор массовых комплексов и рефлексов. Для тех специалистов, что исследуют сегодня социальные и общественные процессы в России, сериал "Не родись красивой" - источник знаний о новой стране и ее умонастроениях.
Полагают, что офисная Россия - это совсем другая страна. Что в ней нет места для менталитета советского человека. Но если она в витринном стекле "Не родись красивой" узнала себя, то это не совсем так.
У нас социализм был патерналистским режимом, и, похоже, его родимые пятна еще долго останутся на нашем мелкобуржуазном частнособственническом облике.
Чтобы трудовой коллектив так горой стоял за любимого руководителя... Такое мы видели только в фильмах "Председатель" с Михаилом Ульяновым и "Простая история" с Нонной Мордюковой.
Чтобы провинциальная девица взяла бы такой убедительный реванш над обстоятельствами и человеком, который ее унизил... Такое случилось в картине "Москва слезам не верит".
Чтобы подруги приняли столь солидарное участие в судьбе лирической героини... Такое нам памятно по фильму "Кубанские казаки".
И песни, к слову сказать, там и тут поются сходного содержания.
Там: "Каким ты был, таким остался..."
Тут: "Не смотри по сторонам, оставайся такой, как есть. Оставайся сама собой".
***
Торможение и затягивание с развязкой, что так многих раздражает, неспроста. Это время и место для наслаждения и смакования. Причем сладострастного смакования во всех подробностях чувства незаслуженного унижения хорошего человека с последующим воздаянием ему по уму, по сердцу, по душе.
В этом был смысл столь длительного прочтения сказки, которая обыкновенно скоро сказывается. Чтобы продлить удовольствие, канал его решил тут же повторить. Со вчерашнего дня Катя снова - простушка, дурнушка, серая мышка, глупая мымра, гадкий утенок...
...Смаковать так смаковать! Офисная Россия еще и инфантильна до невозможности.