12.07.2006 05:00
Экономика

Вагит Алекперов: От Вашингтона до Нью-Йорка мы контролируем 25% рынка нефтепродуктов

Президент "ЛУКОЙЛа" - о технологии успешного отстаивания интересов компании внутри страны и за ее пределами
Текст:  Игорь Велетминский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4115)
Читать на сайте RG.RU

Логично, что в преддверии 15-летнего юбилея "ЛУКОЙЛа" его основатель Вагит Алекперов обозначил и свои главные цели.

Российская газета | Позвольте начать с экологии, за которую ответствен бизнес, и тем более - крупный бизнес в сфере ТЭК. Что вы можете сказать о качестве бензина в России?

Вагит Алекперов | Свыше 80 процентов вредных выбросов в атмосферу российских городов приходится на автомобильный транспорт. Это связано с состоянием нефтепереработки. Все заводы Советского Союза были в первую очередь ориентированы на производство мазута для нужд электроэнергетики. И только потом - на обеспечение автопарка. Никто не заботился о качестве топлива. Сегодня ситуация принципиально иная. В стране стремительно растет спрос на высокооктановые бензины. Потребители требуют от нас топлива европейского качества: автомобили-то дорогостоящие.

Мы им должны это качество гарантировать. И гарантируем. Для этого компания в течение последних шести-семи лет вкладывает в модернизацию своих перерабатывающих мощностей по миллиарду долларов в год. Чтобы привести свою продукцию в полное соответствие с евростандартами, нам нужно работать в таком режиме еще как минимум четыре года.

Мы считаем, что правительство должно принять жесткое решение, определив дату прекращения производства низкокачественных нефтепродуктов, как это сделал Евросоюз. К примеру, наши заводы в Болгарии и Румынии с 1 января 2006 года полностью перешли на производство топлива по стандарту "ЕВРО-4". Иначе мы бы просто не смогли продавать свой товар. Чтобы облегчить переход к новым стандартам, нужно уже сегодня финансово поощрять компании, которые выпускают топливо европейского качества. Тогда у всех будет четкий рубеж и экономическая мотивация. Я уверен за себя и за своих коллег: к установленному сроку мы эту задачу выполним.

РГ | Как вы оцениваете недавнюю конфликтную ситуацию вокруг так называемого черного списка АЗС Москвы, в том числе реакцию федеральных властей?

Алекперов | Сегодня правительство Москвы является пионером в борьбе за качество топлива. Мы достаточно активно с ним сотрудничаем. К сожалению, попытки ограничить реализацию нефтепродуктов, наносящих вред экологии города и здоровью его жителей, не всегда заканчиваются успехом. Нет федеральных законов, регламентирующих эту сферу. А они необходимы, чтобы не только Москва, но и все остальные регионы России могли принимать такие решения. Я считаю, что минпромэнерго обладает всей полнотой информации, чтобы объективно оценить технологическое состояние российских нефтеперерабатывающих заводов, спрогнозировать объем работ, необходимых для приведения их в соответствие с европейскими нормами, и назвать дату перехода на новые стандарты качества топлива. В ближайшее время, я надеюсь, правительство примет соответствующее решение. И еще одно. Мы не считаем, что повышение качества топлива должно сопровождаться ростом цен. Однако производство экологически чистых нефтепродуктов объективно требует более высоких затрат. Мы не можем конкурировать с теми, кто не вкладывает средства в нефтепереработку, но продает свой товар по тем же ценам, что и "ЛУКОЙЛ". Чтобы уровнять возможности участников рынка, нужно либо предоставить льготы тем, кто производит качественный товар, либо ввести санкции против тех, кто этого не делает.

РГ | Есть вопросы на эту тему от наших читателей. Первый - из Калининграда: "ЛУКОЙЛ" планировал строительство НПЗ в Калининграде, но отказался от этих планов в связи с отсутствием преференций. Окончательное ли это решение?"

Алекперов | Поясню положение дел. Мы были готовы построить завод на территории Калининградской области, если бы увидели четкое желание со стороны государства развивать промышленный потенциал этого региона. Эту тему поднимал губернатор области господин Боос. Но строить завод в Калининградской области на существующих условиях экономически не целесообразно. Регион изолирован от российской трубопроводной системы, поэтому нефть сюда пришлось бы возить морем, что достаточно дорого. Далее: рынок сбыта нефтепродуктов на территории области очень ограничен. Сегодня и мы, и "Сургутнефтегаз", и другие компании продают здесь нефтепродукты дешевле, чем в Москве. В соседних странах - Литве и Польше - наблюдается избыток перерабатывающих мощностей. Если строительство НПЗ необходимо для решения социально-экономических задач, например создания рабочих мест или обеспечения энергетической безопасности Калининградской области, государство должно предпринять шаги для улучшения экономики этого проекта.

На наш взгляд, было бы логично отменить пошлину на экспорт нефтепродуктов, производимых на территории Калининградской области.

РГ | Но режим особой экономической зоны этого не предусматривал.

Алекперов | Не предусматривал и сегодня не предусматривает. Поэтому этот проект экономически неэффективен и его реализация не состоится.

РГ | Второй вопрос пришел из Нижнего Новгорода: "В стремлении сберечь мотор своей машины многие нижегородцы доверяются "ЛУКОЙЛу", однако порой и эта компания разочаровывает: топливный фильтр тонкой очистки забивается через неделю-две, в зависимости от интенсивности эксплуатации. Почему бензин столь солидной компании поступает на АЗС иногда с отстоем?"

Алекперов | Здесь надо уточнять и разбираться. "ЛУКОЙЛ" гарантирует, что бензин, который он производит, отвечает всем нормам качества. А бензин под маркой ЭКТО даже превосходит эти нормы. Но важно знать, что у нас есть два типа заправочных станций: собственные и так называемые франчайзинговые. Отличить одни от других по внешним признакам довольно трудно. Поэтому мы постоянно ужесточаем контроль за реализацией нефтепродуктов. Сегодня компанией во всех регионах приобретены специальные автомобили для проверки качества топлива. От многих франчайзинговых станций мы отказываемся, снимаем свой лейбл через судебные разбирательства, которые порой длятся годами. Я надеюсь, что уже в этом году в крупных городах наша компания будет работать через собственную сеть автозаправочных станций.

РГ | Продолжим тему бензоколонок, но уже в международном аспекте. В Венгрии вы открыли сороковую автозаправочную станцию, как сообщил недавно наш собкор в Будапеште. Он там живет и видит экспансию, в хорошем смысле слова, "ЛУКОЙЛа" на этом рынке. Вы однажды заявили, что намерены идти с Востока на Запад. Какова ваша тактика поведения на этом рынке?

Алекперов | Все мы знаем, что совсем скоро "большая восьмерка" в Санкт-Петербурге будет рассматривать проблему энергетической безопасности. Сегодня уже всем ясно, что энергетическая безопасность декларативными методами не формируется. Обеспечить ее можно, лишь соединив производителя сырья с конечным потребителем жесткой технологической системой. Вот яркий пример. Болгария имеет единственный НПЗ в Бургасе, и он принадлежит нашей компании. Семь лет назад, до вхождения в состав "ЛУКОЙЛа", завод работал неритмично, убытки составляли более 300 миллионов долларов в год. НПЗ не был готов к переходу на европейские стандарты качества. Сегодня это один из лучших заводов Европы, который инвестирует в свое развитие миллиарды долларов, работает стабильно и приносит прибыль. "ЛУКОЙЛ" формирует более 20 процентов бюджета Болгарии, а правительство страны, в свою очередь, забыло, что такое дефицит топлива на внутреннем рынке. В этом и есть суть энергетической безопасности. Поэтому мы считаем, что сегодня крупные производители сырья, каким является наша компания, должны выйти на конечного потребителя. Объективно в этом заинтересованы обе стороны. Приобретая собственность за рубежом, мы берем на себя ответственность не только за поставку сырья, но и за стабильное развитие внутреннего рынка стран-потребителей.

"ЛУКОЙЛ" работает в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. Сейчас мы принимаем участие в тендере на приобретение завода в Нидерландах и рассматриваем ряд аналогичных проектов в других странах Европы. Мы считаем, что российские компании являются лучшими партнерами для тех европейских компаний, которые располагают крупными перерабатывающими мощностями, но не имеют собственной добычи. Отдельные силы, выступающие за ограничение доступа российского бизнеса на европейский рынок по политическим мотивам, лишь создают дополнительные проблемы своим потребителям. Чем более открытым будет рынок, чем более глубокой будет экономическая интеграция между соседними странами, тем выше будет уровень энергетической безопасности.

РГ | А как компания себя чувствует на Украине, особенно после "оранжевой революции" и в преддверии следующей зимы?

Алекперов | Нам принадлежит крупнейший на Украине химический комплекс в городе Калуш, нефтеперерабатывающий завод в Одессе, около 200 автозаправочных комплексов. Одесский НПЗ в настоящее время остановлен на комплексную модернизацию. Во второй половине 2007 года завод должен перейти на производство топлива по евростандартам. Конечно, мы внимательно следим за политической ситуацией на Украине. Но сказать, что власти нам создают препятствия для работы, я не могу. Наши предприятия стабильно работают, мы выполняем все обязательства перед трудовыми коллективами. Да, у нас были судебные разбирательства с правительством Украины, с Фондом государственного имущества. Мы их выиграли: высшая судебная инстанция Украины подтвердила, что все наши действия по приобретению и дальнейшей реструктуризации Калушского нефтехимического комплекса были основаны на законах Украины.

В настоящее время мы ожидаем формирования правительства Украины. Я надеюсь, что после завершения этой процедуры я встречусь и с премьер-министром, и с президентом Украины, и с членами правительства, которые занимаются топливно-энергетическим комплексом, чтобы прояснить их видение дальнейшего развития отрасли. Только после этого можно будет делать какие-то выводы.

РГ | С точки зрения инвестиционной привлекательности Казахстан является прямой противоположностью Украине?

Алекперов | В Казахстане мы уже инвестировали более 4 миллиардов долларов. У компании в республике восемь проектов, общая добыча по которым сегодня достигает 6 миллионов тонн нефти в год. Казахстан - это стабильность, предсказуемость, это четкая программа действий, которая утверждена президентом. Главное - создана система, которая позволяет инвестору чувствовать себя уверенно и комфортно. Ни один закон, принятый в Казахстане с 1991 года, не менялся в ущерб интересам инвесторов. В этом - залог успешного промышленного развития республики.

РГ | Перенесемся из Казахстана в Беларусь. Вы сказали, что ваша компания присутствует во всех странах Восточной Европы. Союзная нам Беларусь также вызывает большой интерес.

Алекперов | В Беларуси уже более 10 лет работает наша розничная сеть, которую мы сегодня активно расширяем. Недавно я встречался с президентом республики Александром Лукашенко и обсуждал перспективы совместных проектов на территории Беларуси. У нас создано совместное предприятие с "Нафтаном", которое будет производить присадки к маслам "ЛУКОЙЛа". Смазочные материалы нашей компании отвечают всем международным требованиям и аттестованы крупнейшими автопроизводителями. Но, к сожалению, присадки мы покупали по всему миру. У нас было 42 поставщика. Совместное с белорусскими коллегами предприятие будет производить эти присадки на самом высоком технологическом уровне. Конечно, мы хотели бы принять участие в акционировании нефтеперерабатывающего завода. Однако белорусская сторона пока не решила, каким образом будет производиться приватизация и состоится ли она вообще. В целом, в республике пока мало объектов для инвестирования, поэтому мы находимся в стадии ожидания. Но я убежден, что присутствие на этом рынке сегодня, завтра и послезавтра будут отвечать интересам нашей компании.

РГ | Возможно, со стороны белорусских руководителей присутствует опасение, дескать, всю Беларусь скупит на корню российский бизнес.

Алекперов | Я так не думаю. Во всем мире идет процесс глобализации, игнорировать который невозможно. В Соединенных Штатах Америки наша компания сегодня владеет более чем двумя тысячами автозаправочных станций. На северо-востоке США, от Вашингтона до Нью-Йорка, мы контролируем 25 процентов рынка нефтепродуктов. Это вовсе не значит, что мы скупили Америку "на корню".

РГ | А чей бензин продаете, американский?

Алекперов | Не только, мы ввозим в США бензин, произведенный на заводах "ЛУКОЙЛа", через прекрасный терминал, построенный нами рядом с Санкт-Петербургом. Рассчитываем в дальнейшем создать полноценную технологическую цепочку, соединяющую месторождения Тимано-Печоры, нефтеперерабатывающий завод на территории США и нашу сеть АЗС. Расстояние от Тимано-Печоры до Нью-Йорка в три раза короче, чем от Персидского залива. Россия здесь вполне конкурентоспособна. Это наш рынок. Почему мы должны от него отказываться?

РГ | Конкурентоспособность многолика. Вы успешно осуществляете амбициозные замыслы, поэтому оцените причины провала недавнего замысла Алексея Мордашова о слиянии "Северстали" с компанией Arcelor, а также гипотетические риски для "ЛУКОЙЛа".

Алекперов | Такие крупнейшие сделки, конечно, не могут не нести в себе, кроме экономических, еще и политические риски. Как правило, их возможные последствия анализируются на государственном уровне. Но все же, на мой взгляд, в данном случае первичной была экономическая составляющая. Переговоры были публичными. Акционеры европейской компании видели, как изменялись предложения со стороны обоих претендентов на слияние с Arcelor, и имели возможность принять взвешенное решение. Что касается нас, то мы считаем, что должны использовать уникальный потенциал, которым обладают российские компании, в частности "ЛУКОЙЛ". Наша компания - вторая в мире по подтвержденным запасам нефти. В течение ближайших 10 лет наша добыча будет расти в среднем на 7 процентов в год. Акционеры компании заинтересованы в том, чтобы их вложения приносили стабильный доход в долгосрочной перспективе.

Осенью мы будем презентовать программу стратегического развития на очередной 10-летний период. Я, как управляющий, считаю одной из главных целей контроль над издержками. Да, у нас есть амбиции. Мы рассматриваем ряд компаний, в том числе и западных, в качестве объектов наших будущих приобретений. Не хотел бы сейчас называть их - одно слово, и все стоит уже в два-три раза дороже. Приоритетом для нас остаются новые технологические решения. В этом году "ЛУКОЙЛ" начал строительство уникального морского терминала, который будет находиться в Баренцевом море, в 30 километрах от берега. Пропускная способность терминала составит 16 миллионов тонн. Основная часть технологических конструкций будет построена в Калининграде, после чего доставлена в Ненецкий автономный округ. Это тоже амбиции - в хорошем смысле слова.

РГ | В Анголе "ЛУКОЙЛу" предлагали заняться разработкой шельфовых месторождений. Это предложение принято?

Алекперов | Да, мы сегодня ведем переговоры в Западной Африке, и не только в Анголе, но и в соседних с ней государствах. Уже видим ряд проектов, которые могут быть для нас интересны. Там сложные горно-геологические условия, глубина воды достигает 3 тысяч метров, но у нас есть технологии и опыт, в том числе опыт работ на Каспийском море.

РГ | Обратимся к другим темам. Российским гражданам сейчас предлагается "кусочек "Роснефти" в виде акций. Что бы вы посоветовали как эксперт?

Алекперов | Я желаю успеха нашим коллегам из "Роснефти" в проведении IPO. Считаю, что успешное размещение ее акций будет способствовать повышению капитализации всех российских компаний. "Роснефть" имеет хорошие перспективы, это ликвидная компания. Но в вопросах инвестирования каждый человек должен принимать решение лично. Я никому ничего не советую. Я даже не советую людям вкладывать деньги в "ЛУКОЙЛ", "Газпром" или какую-то другую компанию. Все российские компании имеют большую перспективу. Есть специализированные институты - "Капиталъ", "УралСиб", в которых можно получить исчерпывающую информацию. Но в целом, повторю, размещение ценных бумаг "Роснефти" - это еще один шаг в развитии фондового рынка России. И в определении реальной стоимости активов Российской Федерации.

РГ | Кстати, о фондовом рынке. Наши производители либо работают по прямым контрактам, либо, если им нужно страховать свои риски, покупают фьючерсы в Лондоне. Каково ваше мнение о создании нефтяной биржи в России, на которой все желающие могли бы покупать российское сырье за рубли?

Алекперов | Сегодня все производители заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов. Биржа, к сожалению, не дает нам такой возможности. В основном это спотовый рынок. Поэтому мы свою перспективу видим в том, чтобы перерабатывать всю добываемую нефть на собственных НПЗ и продавать все произведенные нефтепродукты на собственных автозаправочных станциях. Конечно, это идеальная модель. Реальные компании построены по-другому. Западные компании перерабатывают больше, чем добывают, и продают готовой продукции больше, чем перерабатывают. Российские компании - наоборот, много добывают, меньше перерабатывают и еще меньше продают готовой продукции. Но и те, и другие стремятся к балансу между тремя основными секторами деятельности. Говорить о создании новой нефтяной биржи, тем более в России, в этой ситуации довольно сложно. Вы знаете, что практически все нефтеперерабатывающие заводы на территории нашей страны входят в состав вертикально интегрированных компаний. Что касается экспорта, то в этой сфере, как я уже говорил, предпочтительны долгосрочные контракты. Биржевые фьючерсы - это инструмент страхования рисков. Вообще проблематика биржи очень сложна. Услуги, которые она предоставляет, должны быть более совершенны. С ее помощью компании должны решать задачи, которые сами решить не в состоянии.

РГ | Недавно за "круглым столом" депутат Госдумы Сергей Глазьев сказал, что готовит законопроект, который обяжет российские компании продавать нефть только через биржу.

Алекперов | Я не видел ни одной биржи, которая организовывалась бы административными методами. Я не видел ни одной коммерческой структуры, которая пришла бы на биржу через кнут. Этот механизм работать не будет.

РГ | Давайте перейдем к теме налогообложения.

Алекперов | Я хочу привести три цифры. Налоговые отчисления компании в 2005 году составили свыше 18 миллиардов долларов, 95% из которых - на территории России. Инвестиции в производство - свыше 7 миллиардов долларов. Дивиденды акционерам - один миллиард долларов. Вот такая пропорция.

РГ | Насколько изменит ситуацию реформа налога на добычу полезных ископаемых?

Алекперов | Все согласились, что надо реформировать НДПИ. Даже Герман Оскарович Греф. Легкая нефть в России заканчивается. Запасы, которые были открыты нашими предшественниками в пятидесятые - семидесятые годы прошлого века, исчерпаны. Надо это признать. Месторождения Западной Сибири, Урала и Поволжья стремительно стареют. За счет новых технологий мы смогли поднять добычу нефти на действующих месторождениях, но долго удержать ее мы не сумеем. Пик добычи, достигнутый сегодня, будет быстро пройден. Отрасли необходимы крупные инвестиции в действующие и новые нефтегазовые провинции. Мы пришли к выводу, что тяжелая нефть, сложно структурированные старые месторождения, шельфы морей и месторождения Восточной Сибири требуют отдельного подхода. Поэтому это решение надо принимать. Не бояться. Могу сказать, что инвестиции "ЛУКОЙЛа", в случае принятия поправок в налоговое законодательство, вырастут кратно. Сегодня, к сожалению, очень многие наши ответственные работники перестраховываются. Минпромэнерго готовит материал в течение многих месяцев. После внесения законопроекта в правительство идет сложное согласование с минэкономразвития и минфином. Бюрократическая машина работает очень медленно, а должна работать гораздо быстрее в том, что напрямую касается экономической безопасности страны.

РГ | Вы удовлетворены макроэкономической политикой правительства?

Алекперов | Сегодня, на мой взгляд, все слишком ориентированы на формирование бюджета и финансового потенциала страны. Но не будет финансового потенциала без инвестирования в промышленность. Была проблема внешних долгов, и я рад тому, что общими усилиями она практически решена. Но надо развиваться, надо идти дальше, и для этого должен быть механизм инвестиций, в том числе через нефтяные компании, чтобы минимизировать коррупцию. Для этого есть и "Газпром", и "Роснефть" - государственные компании. Есть "ЛУКОЙЛ" - частная компания. Вообще я не люблю это деление: мы все представляем национальные интересы России.

РГ | Вы считаете, что бизнес должен участвовать в решении социальных вопросов через уплату налогов?

Алекперов | Я считаю, что добросовестная и своевременная уплата налогов - это главная социальная задача бизнеса. Плюс мы расходуем 200 миллионов долларов в год на благотворительные программы, в том числе на поддержку российского искусства и спорта. Эти отчисления жестко контролируются как самой компанией, так и государством. Поэтому они всегда доходят до конечного адресата. Считаю, что эти деньги не должны облагаться налогами. Это будет стимулировать развитие благотворительности. Нельзя видеть во всем сговор, коррупцию и воровство. Сегодня основная масса бизнесменов России работает с "прозрачной" бухгалтерией и отчитывается, в том числе на Лондонской бирже. Нас проверяют российские и международные аудиторы.

РГ | Как вы относитесь к взаимодействию крупного бизнеса с органами государственной власти, в частности, с парламентом?

Алекперов | Мы сотрудничаем со всеми органами государственной власти, обсуждаем с ними актуальные проблемы отрасли. Сегодня ситуация такова, что основные решения принимаются в правительстве. Благодаря партии "Единая Россия" инициативы, поддержанные правительством, достаточно быстро проходят через парламент. Что касается участия в политике представителей бизнеса, то лично я отношусь к этому отрицательно. Каждый должен заниматься своим делом.

РГ | В соответствии с Законом о партиях вы оказываете финансовую помощь партии, а она показывает это в Центризбиркоме открыто. К вам обращались с такими просьбами?

Алекперов | Пока нет, но думаю, что чем ближе будет зима 2007 года, тем больше будет обращений. А сейчас затишье. Партии еще не сформировались до конца и не знают, с чем обращаться. В целом же страна достигла стабильности. Сложилась уникальная для России ситуация. Огромный финансовый и человеческий потенциал соединен с внешней и внутренней стабильностью. Главное - чтобы баланс, который сложится в стране к 2007 году, отвечал чаяниям людей, был ориентирован на их благополучие и безопасность. Это первичная задача страны.

РГ | Какова в этой стабильности роль цен на нефть? И сколько еще продержатся высокие мировые цены?

Алекперов | Сегодня все спорят: высокие цены на нефть - это благо или нет? Конечно, благо. Только дурак не может распорядиться богатством, которое ему дает природа. Мы сегодня зарабатываем хорошие деньги, и государство должно рачительно их использовать, с перспективой для следующих поколений. Эта задача уже ясна. Сколько продлится такая ситуация? Каждая высокая цена рождает альтернативу. Во всем мире огромные деньги инвестируются в новые источники энергии, энергосберегающие технологии. Альтернативные виды энергии будут развиваться. Поэтому столь высокая цена, конечно, долго не продержится. Мы должны к этому готовиться. Настанут времена, когда поток нефтедолларов начнет сокращаться. И к этому времени должны быть подготовлены проекты, которые позволят компенсировать эти потери за счет других отраслей.

РГ | Вы ушли в бизнес с поста заместителя министра. Сейчас, достигнув таких высот, вы бы сходили во власть еще раз?

Алекперов | Каждый человек в первую очередь должен быть ответственным. Я ответствен перед коллективом "ЛУКОЙЛа", который веду уже 15 лет. И второе. Я еще не завершил строительство "компании номер один" среди частных нефтегазовых компаний мира. Вот завершу, тогда поговорим.

Нефть и газ Крупные компании Энергетика ЛУКОЙЛ