Сенаторы считают, что в топливном секторе сложилась ситуация, когда общероссийский рынок нефти и нефтепродуктов "территориально" делят между собой несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. При этом конкуренция между ними практически отсутствует, и формально либерализованный рынок нефти и нефтепродуктов на деле является монопольным.
Причем, наиболее высокий уровень монополизации наблюдается в области оптовых поставок нефтепродуктов. Несмотря на то, что в рознице более половины рынка занимают независимые АЗС, они не имеют возможности выбора поставщика, что способствует удержанию высоких цен на бензин и дизтопливо.
Сохранению фактически монопольного положения крупных компаний на региональном уровне помогают пробелы в антимонопольном законодательстве. И даже в случае применения антимонопольного законодательства привлечение компании к ответственности не дает необходимого эффекта, поскольку прибыль, получаемая с нарушением законодательства, намного превышает размер штрафных санкций.
"На сегодняшний день размер штрафов установлен в пределах от 2 до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, - пояснил председатель Комиссии СФ по естественным монополиям Михаил Одинцов. - Законопроект предлагает установить штраф за нарушение антимонопольного законодательства в размере 2 процентов от годового оборота за предшествующий год в случае злоупотребления доминирующим положением на рынке и 4 процентов - в случае согласованных действий, то есть картельного сговора".