14.07.2006 04:30
Власть

Константин Косачев: Никаких скандалов на саммите в Петербурге не будет

Скандалы в петербургской повестке дня не значатся
Текст:  Константин Косачев (глава Комитета Госдумы по международным делам)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4118)
Читать на сайте RG.RU

При том, что повестка дня, предложенная Россией, равно как и продуктивная предварительная работа оргкомитета, шерпов, МИДа и всех вовлеченных инстанций никаких сенсаций и скандалов не предвещает. Однако предварительная медийная артподготовка настраивала обывателя именно на скандалы, на какие-то громкие размолвки между лидерами, которые бы перевели саммит в формат "7 + 1", или, точнее "семь против одного".

Однако скандалов и сенсаций не будет. Не только потому, что в Санкт-Петербурге собираются люди серьезные сами по себе, и собираются по делу. Скандалы и тем более срыв саммита были бы серьезным ударом и по их репутации, и по авторитету самой "восьмерки". Но еще и подход России к этой неформальной структуре стал более трезвым и прагматичным. Россия не рассматривает свое председательство и сам факт своего участия в "восьмерке" как некую национальную сверхзадачу, к которой нужно было бы стремиться любой ценой. Поэтому и сохранение места в ней для России - не самоцель и даже, по большому счету, не способ решить какие-то внутренние проблемы.

Безусловно, участие в столь авторитетном форуме положительно сказывается на авторитете страны. Однако мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что авторитет и международный вес страны творится прежде всего у себя дома. Это и эффективность государства, и национальный консенсус вокруг базовых ценностей и целей развития, заданных авторитетным руководством государства, и международная экономическая конкурентоспособность, и военный потенциал.

Никакой погони за международным признанием в ущерб национальным интересам более не будет. Будут разочарованы все те, кто ожидает от России именно такой платы за входной билет в G8. Именно к этому сводится, по большому счету, вся нынешняя кампания по дискредитации нашей страны как участника и председателя "большой восьмерки".

Вместе с тем мы не должны недооценивать те преимущества, которые дает самой России возможность работать напрямую с ведущими державами мира на общей неформальной, и оттого нередко более эффективной площадке.

Наша страна совершенно четко сформулировала для себя и своих партнеров те темы, где интересы России и остальных участников G8 не только пересекаются, но и где возможно и целесообразно взаимопонимание и максимально эффективное взаимодействие в интересах всего мирового сообщества. Эти темы общеизвестны и получили одобрение наших партнеров, обеспечивая при этом преемственность по отношению к предшествующему председательству и континуитет всего процесса сотрудничества мировых лидеров, символизируемого "большой восьмеркой".

Сам круг тем российского председательства подтверждает, что наша страна идет в "восьмерку" не как в "клуб избранных", а как в рабочий и работающий орган, способный позитивно влиять на происходящее в мире. Существующий миропорядок, структура мировой торговли и глобального распределения финансовых, природных и политических ресурсов сегодня далеко не совершенна и не справедлива. G8 же не должна превратиться в инструмент сохранения и укрепления этой несправедливости. Напротив, ей следует искать пути к преодолению этих первопричин многих проблем современности, ибо корни таких опасных явлений, как терроризм и этнический и религиозный экстремизм, нужно искать именно в неравномерном развитии регионов планеты, в невысоких шансах для многих государств на прорыв в иное качество жизни собственного населения.

Незадолго до саммита "большой восьмерки" прошел также знаковый саммит ШОС - влиятельнейшей организации Азии, стремительно набирающей международный вес и внерегиональный авторитет. При этом, если задуматься, на встречи ШОС собираются представители половины человечества - учитывая наблюдателей и кандидатов, активно стремящихся оформить постоянную прописку, - то есть больше, чем объединяют страны "восьмерки". Единственным пересечением этих двух "великих множеств" - G8 и ШОС - на сегодня является только Россия.

Полагаю, что уже это обстоятельство придает ее нынешнему председательству в "восьмерке" особый вес. Все попытки любой ценой, в том числе путем откровенной диффамации, принизить ее статус в мировом форуме и даже добиться возврата к формату "большой семерки" во многом - реакция на усиление позиций России в Евразии и в мире в целом. Опасения, что России удастся не допустить перевода Петербургского саммита из диалога восьми равных в режим "7 vs. 1", похоже, оправдываются, и это не всех устраивает. Но это говорит лишь о том, что далеко не все воспринимают G8 как универсальный инструмент для поиска решений актуальных мировых проблем, а хотели бы видеть в ней арену интриг и конфронтации.

Деловой и конструктивный подход России к своему председательству, открытость к обсуждению любых подлинно значимых, а не спекулятивных тем, твердая и уверенная позиция, не ориентированная на знаки расположения других членов "восьмерки" любой ценой, но при этом имеющая в своем распоряжении хорошие предложения для партнеров, - все это эффективнее всего способствовало дискредитации самих скрытых и явных противников российского председательства и членства в G8.

Более того, на самом деле Петербургский саммит станет экзаменом вовсе не для России, как того ожидают некоторые любители "публичных порок". В реальности это прежде всего проверка для самой "восьмерки" и тех ее участников, кто еще раздумывает, как совместить домашний "наказ" любителей скандалов, которых не интересуют важнейшие для человечества темы повестки дня саммита, с продуктивной работой на нем. И для России во многом показательным и определяющим - в том числе и в плане ее дальнейшего отношения к G8 - будет подход лидеров крупнейших держав мира к предложенным на рассмотрение горячим мировым проблемам, которые требуют серьезного и слаженного отношения тех, кто претендует на ведущие роли на планете.

Прагматизм сегодня - яркая отличительная черта российской внешней политики. И Россия готова работать преимущественно в тех структурах, где есть результат и взаимное понимание. Участие ради статуса - это вчерашний день нашей дипломатии высокого уровня. Сегодня же речь идет об эффективности и отдаче. Это политика сильного и суверенного государства, которое понимает свою миссию председателя в "Группе восьми" не как чье-то поощрение или одолжение, а как ответственное рабочее задание, которое ей вполне по силам. Именно к такой России едут в Петербург лидеры мировых держав. А потому - скандалов не будет.

Внешняя политика Госдума