17.07.2006 01:00
Культура

Главное шоу лета не собирает и половины зала

В Москве стартовало главное шоу лета "Кракатук"
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4119)
Читать на сайте RG.RU

Шоу, объехавшее Россию, СНГ и страны дальнего зарубежья, вовсе не похоже на знаменитые брендовые шоу, хотя у него есть свой виртуальный мир (сайт www.krakatuk.ru), свои майки, игрушки и зонтики с эмблемой - веселой девочкой Машей (цирковая актриса - Анастасия Жолудева). Все это можно купить, предварительно посмотрев двухчасовое представление, состоящее из элементов цирка, балета, современного танца и драмы. Продюсер Олег Чесноков взял идею проекта у министра культуры Монако, который сказал ему однажды, что, мол, Россия - родина балета, театра, цирка и слонов - почему бы ни соединить все это в одном флаконе? Чесноков встретил лидера альтернативного "Формального театра" Могучего Андрея, который все это ему и придумал.

Драма здесь - главное. Именно по ее законам питерский режиссер Андрей Могучий сочинил это уникальное представление. "Кракатук" существует по принципу "все включено". Церемониймейстер действа - знаменитый "лицедей" Анвар Либабов - ходит перед представлением вдоль арены, бурчит себе что-то под нос на фарсовом эсперанто, понятном и взрослым, и детям, обращается к каждому в отдельности, и все чувствуют себя польщенными его вниманием.

А потом прелестная девочка Маша с копной кудрявых рыжих волос начинает бродить по комнате, спроецированной на арене в виде плана с надписями: "коридор", "шкаф", "кровать". Огромный этот план старой квартиры плывет по арене шапито, напоминая устройство фильма "Догвиль". (Художником проекта выступил Александр Шишкин, с которым Могучий работает теперь постоянно). Именно так - замысловато и с немалой эстетской претензией - устроено шоу "Кракатук". Музыка из "Щелкунчика" Чайковского обработана моднейшими диджеями Олегом Гитаркиным и Игорем Вдовиным.

Могучий, как и положено деятелю питерской арт-тусовки, не ходит простыми тропами. Оттого в его шоу Чайковский почти неузнаваем, а оловянные солдатики превращаются в кибер-чудовищ и фантастических монстров, сделанных питерским художником Бармалеем (Алексеем Богдановым).

Голова Щелкунчика придумана художниками как коробочка-компьютер. Сказочный фантазер и затейник Дроссельмейер превращается в страшного Мышиного короля, и еще много чего неожиданного происходит.

Могучий придумывает действо так, что акробатические трюки Маши и Щелкунчика (Николай Гусев) под куполом шапито восхищают как цирк и трогают как драма. А когда фантастические куклы - своеобразный музей детских игрушек от конца XIX до начала XXI века - начинают свой парад-але, прыгая огромной толпой через гигантскую скакалку, восторг публики становится полным.

"Кракатук" - это история мечты о всеобъемлющем, тотальном театре, в котором итальянская комедия масок или русский балаган соседствуют с драматизмом психологического театра, в котором анимация и компьютерные технологии заставляют так же замирать сердце, как жонглеры под куполом цирка. Могучий решился доказать, что спонтанный театр возможен и что отработанный до блеска трюк не заслонит собою щемящую человеческую историю.

Правда, почему-то "Кракатук", который должен был стать главным шоу этого лета, до сих пор не собирает и половины зала. Понять этот парадокс отечественного шоу-бизнеса непросто. Но у вас есть шанс исправить положение - шоу в Коломенском продлится до 30 июля.

Театр