18.07.2006 03:50
Экономика

Кто тормозит реформу техрегулирования?

В трехлетнем возрасте закон о техрегулировании пытается встать на ноги
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (563)
Читать на сайте RG.RU

А если серьезно, то прежние десятки тысяч иногда противоречащих, а то и взаимоисключающих требований к товаропроизводителям мало того, что перекладывали так называемую "административную ренту" на себестоимость, т.е. изымали денежку из кошелька потребителя, но и тормозили техпрогресс. Шаг влево, шаг вправо карался. Причем иногда очень сурово. Самостийность гостов, саннипов и снипов осложняли международное сотрудничество.

Очень жестко высказываются по этому поводу руководитель экономической рабочей группы при администрации президента РФ Антон Данилов-Данильян и его заместитель Александр Рубцов, являющийся председателем правления Национального института техрегулирования. Цитирую почти дословно. Нормативно-правовая база в сфере технического регулирования находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Система регулирующих документов плохо организована, в некоторых разделах просто хаотична. В большинстве случаев совокупность требований, обязательных для того или иного вида деятельности, в полном объеме неизвестна не только контролируемым, но и самим контролирующим.

Кого-то, как очевидно, такое положение дел устраивает. По словам Александра Рубцова, "инструменты техрегулирования нередко используются в неадекватных целях: для подавления конкурентов, перехвата собственности и даже для решения задач политического давления на бизнес, что особенно развито на местах, в том числе в целях противостояния с Федеральным центром".

По его мнению, на уровне правительства отношение к реформе хорошее, противостояние начинает ощущаться на уровне ведомств, а когда дело доходит до структур, которые делают деньги на предпринимателях, сопротивление становится просто отчаянным. Антон Данилов-Данильян уточняет своего коллегу: "Речь идет о федеральных органах власти и аккредитованных при них организациях. Предпринимателей, которые активно занимаются разработкой техрегламентов, пугают разными вещами, к примеру, что закон о техническом регулировании будет пересматриваться, а еще говорят, если вы будете работать над этим вопросом, мы вас будем активно проверять".

Лишь в октябре прошлого года правительство приняло техрегламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Первая ласточка оказалась последней до следующей осени. К тому же несколько ущербной. Полноценный техрегламент должен быть оформлен в виде федерального закона либо, если он носит международный характер, ратифицирован парламентом. Все остальное имеет право быть, но временно.

Другая ласточка пыталась, было, пробиться 5 июля. Тогда было назначено рассмотрение в Госдуме техрегламента о молоке и всего, что с ним связано. Но из-за отсутствия правительственного заключения вопрос перенесен на осеннюю сессию. Благо буренки как доились, так и доиться будут, не ведая о депутатских каникулах.

Но вот что характерно. Несколько месяцев тому назад министр сельского хозяйства Алексей Гордеев после посещения ряда европейских стран обнаружил, что молоко не может по техрегламентам называться молоком, если в нем присутствует хотя бы один процент порошкового молока. А у нас, мол, и молоко, и кефир, и простоквашу умудряются делать из порошка.

Стало быть, у правительства должно было быть мнение о молочном техрегламенте. Но тут впору сказать о регламенте работы самого правительства.

Минпромэнерго - головное в подготовке соответствующих законопроектов - еще в апреле представило первые пять техрегламентов, согласованных в профильных министерствах, по сельхозтехнике, низковольтному оборудованию, химпроизводству, машинам и краскам. Где они? Наверное, там же, где техрегламенты, которые Антон Данилов-Данильян грозился, минуя правительство, внести в парламент по потребительским товарам - от парфюмерии до... того самого молока.

Ответственные, как принято было называть, работники говорят о необходимости принятия то 400, то, как председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников, 600-700 техрегламентов. На 2006 год в Думу официально внесен 41 проект. По осени считать будем. Но, двигаясь такими темпами, можно дождаться техрегламента, скажем, по безопасности морковки, до ее заговенья.

Есть примеры, когда проекты техрегламентов заворачивались трижды, а то и 16 раз. В минпромэнерго недоумевают, почему просеянные им сквозь сито, в том числе общественных организаций, техрегламенты запускаются по новому кругу согласований. Не правильнее ли было доверить головному министерству напрямую контактировать с парламентом.

Технические регламенты затрагивают, по экспертным оценкам, интересы 640 отраслей. Ни в одном ведомстве не найдется столько специалистов, способных квалифицированно дать оценку предложениям, возводимым в ранг федерального закона. Уму непостижима решимость депутатов брать на себя ответственность в сферах, далеких от их образования и опыта.

По идее, могло бы помочь бизнес-сообщество, союзы и ассоциации профессиональных участников рынка. Они бы и непрочь. Отельеры и рестораторы озабочены техрегламентом индустрии питания. Союз участников алкогольного рынка изыскал средства на разработку водочного и винного техрегламентов. Но кто они такие? В законе о техрегулировании фигурируют некие саморегулируемые организации. Закона же о них нет как нет.

Прямо скажем, что претенденты на этот пост нередко напоминают клубы по интересам для проведения круизных семинаров либо созданы для трудоустройства бывших отраслевых руководителей - экс-министров и их замов. Пожалуй, Торгово-промышленная палата России с ее разветвленной и дееспособной инфраструктурой наиболее полно отвечает понятию саморегулируемой организации. Однако законопроект о ТПП РФ тоже застрял необъяснимым образом.

Конечно же, есть и другие, очень серьезные, как принято называть, объединения профессиональных участников рынка. Например, комитет по торговле ООН поддержал предложения российского фонда развития трубной промышленности о разработке единого международного технического регламента по безопасности эксплуатации трубопроводов. Принципиальной стала его гармонизация с международными стандартами в сфере эксплуатации опасных объектов. Ооновцы учли, что в нашей стране накопили опыт использования боле 200 тысяч километров трубопроводных магистралей, в том числе при сейсмичности до девяти баллов и шестидесятиградусных морозах. Будем ждать, когда российская разработка станет международной и просто ратифицируется российским парламентом.

В июне правительство определилось с техрегламентами, разработка которых финансируется из бюджета. К примеру, у строителей, архитекторов и проектировщиков появится больше простора для фантазии. Создавай безопасные объекты из безопасных материалов, а уж каким образом - твое дело.

Какова цена вопроса? Интересуюсь у директора департамента минрегиона Юрия Перелыгина. Оказывается, 2 миллиона рублей на каждый техрегламент. Но обойдется все на порядок дороже. Сроки представления - 2007 и 2008-й годы. Постараются, однако, сделать досрочно. Среди прошедших конкурс в минпромэнерго один общий и три специальных техрегламента из необходимых 16. Разработчики - строительные вузы со знатной репутацией и адвокатская контора, которая, как оказалось, лучше всех разбирается в теплоснабжении.

Все очень серьезно, все по-взрослому. Два миллиона рублей "осваивает" за неполный летний сезон очень средняя бригада шабашников. Но она три года не ждет.

Товары и цены