18.07.2006 03:00
Экономика

Российских туристов защитят от мошенников

Ни лицензирование, ни финансовые гарантии для туроператоров не смогут стопроцентно защитить туристов от мошенничества
Текст:  Елена Домчева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4120)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня зарегистрировать фирму, получить лицензию, а потом отправлять своих клиентов в трехзвездочные отели по цене пятизвездочных может, без преувеличения, практически каждый желающий. Появится ли у туристов более надежная защита от мошенников с введением финансовых гарантий, выяснял корреспондент "РГ".

Можно и без разрешения

"Я уверена, что будут изменения к лучшему, - заявила "Российской газете" Валентина Лемчик, начальник Управления совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристской деятельности Ростуризма, - потому что ситуацию на российском туристическом рынке трудно назвать нормальной".

Заняться турбизнесом сейчас может любая компания - с лицензией или без нее. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, нужно всего лишь снять в аренду помещение, нанять сотрудников и договориться с принимающей стороной. А потом можно продавать туристам путевки, заключать с ними контракты и отправлять на отдых. "Правда, не получив лицензии, компания фактически занимается незаконным предпринимательством, - говорит Тюрина. - Тем не менее ежегодно во время "высокого" сезона, когда резко возрастает спрос на путевки, на рынке появляются несколько таких лжеоператоров". Уголовное дело на них можно завести только после того, как "вскроется" обман, то есть в Управление по экономическим преступлениям лягут заявления от обманутых туристов. Так, кстати, произошло и с "Лук-туром": пока из Турции не стали приходить тревожные известия о том, что наших туристов отказываются заселять в якобы оплаченные отели, УБЭП по городу Москве интереса к мошенникам не проявлял.

Значит, путешественники должны позаботиться о себе сами. Самый банальный, но и самый верный совет: доверять свои деньги можно только проверенным, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке компаниям. Узнать об их благонадежности и наличии лицензии, в частности, можно по телефону или на сайте Ростуризма.

Лицензия - не панацея

Но даже если у выбранного вами туроператора с лицензией все в порядке, расслабляться рано. Только в этом сезоне в Ростуризм обратились более ста человек с жалобами на качество услуг, предоставленных отлицензированными компаниями. Основные претензии: "...обещали пятизвездочный отель, а привезли в трехзвездочный", "...сказали, что экскурсии входят в стоимость, но на месте пришлось за них платить", "...входящие в стоимость услуги после заселения в отель перекочевали в разряд "дополнительных".

Компания, получившая лицензию, так же, как и "незаконно действующий" неотлицензированный туроператор, может "кинуть" туристов и скрыться с полученными деньгами. Так, в частности, произошло в прошлом году, когда лицензионные компании "Дип-тур" и "Аз-тур" неожиданно объявили себя банкротами, бросили в Анталье около 70 российских вояжеров.

"Удивляться нечему, по существующему законодательству получить лицензию нетрудно, - говорит Валентина Лемчик. - И нередко этим пользуются нечестные предприниматели". Главные требования для получения заветной бумажки, например для туроператоров, - государственная регистрация, постановка на налоговый учет, помещение под офис, штат сотрудников не менее семи человек, а также наличие у руководителя образования и стажа в туризме не менее пяти лет. Выложить за лицензию придется всего 1300 рублей.

А проверить - будет ли лицензированная компания соблюдать Закон "О защите прав потребителей" - сегодня практически некому. "Ростуризм не обладает функциями надзора и контроля над деятельностью туркомпаний, - констатирует Валентина Лемчик. - Максимум, на что у нас хватает полномочий, это проверить соблюдение лицензионных требований и условий: того же штата сотрудников, диплома руководителя и других. А контроль вопросов, связанных с защитой прав потребителей - туристов, лежит на Роспотребнадзоре. В итоге, под пристальный взгляд контролирующих органов фирма может попасть только после жалобы или обращения".

Спасение утопающих

Хороший вариант - договориться с компанией, чьи услуги вам оказались в тягость, полюбовно. Посредником зачастую выступает Ростуризм и Российский союз туриндустрии. "Это, конечно, не входит в наши обязанности, - говорит Лемчик, - но, когда нам звонят разгневанные туристы, мы им помогаем". Кстати, именно так, "миром" удается решить свои проблемы примерно 40 процентам пострадавших. Остальным приходится обращаться в суд.

- Как показывает мировой опыт, лицензирование туристской деятельности применяется в разных странах, - заявил "РГ" Юрий Барзыкин, зампредседателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму. - В нашей стране это пока единственный и, как показывает практика, далеко не совершенный механизм госрегулирования в этой сфере. Именно поэтому правительство решило отменить эту систему с 1 января 2007 года.

Что поможет туристам

Что придет ей на смену? "Будет внедряться другой механизм, - говорит Валентина Лемчик. - Готовятся поправки в Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", согласно которым все туроператоры со следующего года должны будут нести финансовую ответственность перед потребителями туристских услуг".

Первое чтение законопроекта в Госдуме будет осенью. По замыслу авторов, новая система должна выглядеть следующим образом: туроператор будет обязан получить страховой полис либо банковскую гарантию, и в случае непредвиденных ситуаций страховая компания или банк компенсируют вред, нанесенный туристам. Для компаний, продающих только зарубежные туры, зарубежные и туры по России, сумма гарантий должна составить 10 миллионов рублей, а для фирм, которые работают исключительно на территории нашей страны, - 1 миллион рублей. В сущности, введение финансовых гарантий не сможет стопроцентно оградить путешественников от мошенничества со стороны туроператоров (хотя наличие поручителя - это еще одна степень защиты), но зато предоставит возможность получить материальную компенсацию.

Туроператорам такая система, которая, кстати, успешно работает в большинстве европейских стран, обойдется в 2-5 процентов от суммы обеспечения, именно такую премию будут получать от оператора банки и страховщики за свое финансовое поручение. По мнению специалистов, столичные операторы без труда потянут такие выплаты, а вот региональные с маленьким оборотом - вряд ли. "Мы не исключаем возможности уменьшения этих сумм в рамках первого чтения законопроекта в Госдуме", - продолжает Валентина Лемчик. По мнению авторов законопроекта, в результате с рынка уйдут мелкие и ненадежные операторы. Но это, считают в Ростуризме, даже хорошо. "За всеми 10 тысячами операторов, у которых сегодня есть лицензия, уследить практически невозможно", - говорит Лемчик.

Но ясно, что дополнительная страховка может привести и к росту стоимости путевок. Монополизация рынка из-за ухода с него мелких компаний также грозит ростом цен. Однако Юрий Барзыкин считает, что стоимость туров после отмены лицензии и введения финансовых гарантий не вырастет - конкуренция среди туроператоров все равно останется жесткой.

Еще одно нововведение заключается в том, что все компании, получившие страховой полис или банковскую гарантию, будут внесены в специальный федеральный реестр, говорящий об их надежности и платежеспособности. Деятельность тех туроператоров, которые откажутся от условий этой "игры", будет считаться вне закона. "В будущем туристы будут проверять не наличие лицензии, а искать имя выбранной компании в Едином реестре Ростуризма", - говорит Юрий Барзыкин.

Кстати, помимо туроператоров, Ростуризм предлагает "упорядочить работу" и турагентов. Это более мелкие игроки рынка, которые не организуют туры самостоятельно, а занимаются лишь их продажей по договоренности с туроператором. В настоящее время разрабатываются Правила оказания туристских услуг, где будут определены права, обязанности и ответственность турагентств. Самое важное, что появится типовой клиентский договор, которым в обязательном порядке должны будут пользоваться все агенты и в котором не будет "мелкого шрифта". Еще одна норма касается обязательной аттестации экскурсоводов и туристических гидов. Не секрет, что их профессионализм зачастую оставляет желать лучшего.

При этом надо успеть утвердить новые правила "игры" на туристическом рынке до конца года. "До тех пор, пока не будут окончательно разработаны и приняты иные механизмы государственного регулирования туристской деятельности, лицензирование отменять нельзя, - считает депутат Госдумы. - Один раз мы уже аргументированно доказали правительству, что лицензирование турбизнеса нельзя отменять 1 января 2006 года и надо отложить еще на один год. Но если законопроект не успеем принять, придется продлевать действие существующего порядка еще раз".

Туризм