В постановлении не указаны конкретные сроки "начала процесса вывода миротворческих сил с территории Грузии". Однако правительству поручается "незамедлительно начать процедуры по прекращению миротворческой операции в Абхазии и бывшей Юго-Осетинской автономной области".
Документ также оценивает присутствие российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии как "крайне негативное".
Теперь решением правовых вопросов по выводу миротворческих сил из зоны конфликтов займется грузинский МИД. Уже ясно, что он потребует денонсации договоренностей, касающихся ввода Коллективных сил по поддержанию мира в зоне абхазского конфликта от 1994 года и Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта, подписанного в 1992 году.
Но, скорее всего, к этим шагам Тбилиси приступит после встречи президентов Грузии и России Михаила Саакашвили и Владимира Путина. "Окончательное решение о выводе российских миротворческих сил, - заявил грузинский лидер, - будет зависеть от консультаций с нашими российскими партнерами и от качества наших отношений. Встречу президентов двух стран планируется провести в рамках неформального саммита глав государств СНГ 21-22 июля.
Грузинские парламентарии также предложили заменить миротворцев "международными полицейскими силами". Правда, не уточняется, кто конкретно войдет в их состав. Ранее депутаты предлагали пригласить соответствующие подразделения из Украины, Казахстана, Азербайджана или Латвии. И оставить российских представителей в качестве наблюдателей.
Напомним, что 11 октября 2005 года парламент Грузии поручил правительству страны "активизировать переговоры с РФ и международными организациями с целью полного и неукоснительного выполнения обязательств, взятых миротворческими силами в Цхинвальском регионе и в зоне абхазского конфликта".
Однако как Тбилиси сможет решить этот вопрос "в свою пользу", непонятно, поскольку окончательное решение по этому вопросу должно приниматься на уровне глав государств СНГ. Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты уже заявил: "Российские миротворцы останутся в зоне грузино-осетинского конфликта вне зависимости от решения грузинского парламента. Именно Россия является гарантом мира и стабильности. И мы ей благодарны".
Многие наблюдатели обратили внимание, что постановление парламента Грузии появилось сразу после завершения визита президента Михаила Саакашвили в США и его консультаций с главой Белого дома Джорджем Бушем.
Для подкрепления своих требований Тбилиси в течение года собрал довольно мощный "военный кулак". В частности, Украина предоставила Грузии 13 многоцелевых вертолетов Ми-8, 40 боевых машин пехоты БМП-2, 10 БТР-80, а также модернизированные танки Т-72. Вашингтон безвозмездно передал Тбилиси 10 вертолетов "Ирокез". В Македонии и Болгарии были закуплены семь штурмовиков Су-25, в Узбекистане - несколько МиГ-23, в Чехии - самолеты Л-159 и 120 танков.
В непосредственной близости к зоне конфликта сегодня оборудуются склады оружия и боеприпасов, а также госпитали и морги. В этом Грузии оказывает активное содействие Турция. Примерно в 25 километрах от югоосетинской границы завершается строительство военной базы по стандартам НАТО. На днях в этом районе прошли крупнейшие за последние годы маневры грузинской армии.
Следом за Тбилиси вопрос о присутствии российских миротворцев на своей территории намерен рассмотреть и Кишинев. Председатель молдавского парламента Мариан Лупу заявил о необходимости вывода российских войск из Приднестровья.
МИД России назвал постановление парламента Грузии по прекращению миротворческих операций в Абхазии и Южной Осетии "безответственной акцией, способной нанести ущерб мирному урегулированию конфликтов". В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что язык ультиматумов, который Тбилиси использует в отношении миротворцев, контрпродуктивен. В заявлении министерства говорится, что Россия "предпримет все меры для того, чтобы не допустить дестабилизации ситуации в регионе и защитить права живущих в регионе российских граждан".
Действия Грузии МИД считает провокационным шагом, направленным на нагнетание напряженности, слом имеющихся переговорных форматов, ликвидацию договорно-правовой базы мирного урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов". В МИДе уверены: "односторонние решения Тбилиси не могут вести к отмене соответствующих международных соглашений".