19.07.2006 04:00
Власть

Владимир Путин предложил широко обсудить проект стратегии развития в России информационного общества

Помощник секретаря Совбеза Владислав Шерстюк о развитии информационного общества в России
Текст:  Игорь Александров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4121)
Читать на сайте RG.RU

В соответствии с решением президента секретарь Совета безопасности Игорь Иванов утвердил план проведения обсуждений проекта во всех федеральных округах, а также на национальных, межрегиональных и региональных конференциях, посвященных информационной безопасности. После чего предполагается презентация документа для журналистов.

Первое обсуждение проекта стратегии, в котором участвовали делегации всех 18 субъектов России, входящих в состав Центрального федерального округа, проведено 21 июня в Дубне. 30 июня аналогичное совещание прошло в Самаре (Приволжский федеральный округ), а 6 июля - в Ростове-на-Дону (Южный федеральный округ).

О том, в связи с чем проект появился на свет и что он собой представляет сегодня, "Российской газете" рассказал помощник секретаря Совета безопасности РФ Владислав Шерстюк.

Российская газета | Владислав Петрович, что послужило причиной создания документа?

Владислав Шерстюк | Прежде всего отмечу, что решить поставленные президентом задачи по улучшению материального положения граждан, повышению конкурентоспособности страны, обеспечению ее обороноспособности и безопасности можно лишь при одном условии: если Россия сможет обеспечить ускоренное формирование постиндустриальных тенденций экономического и социально-политического развития. Именно в этом - ответ на исторический вызов, с которым наша страна столкнулась на рубеже XX и XXI веков.

Как известно, президент Путин был одним из глав государств, подписавших в июле 2000 года Окинавскую хартию глобального информационного общества. Тем самым постиндустриальное развитие было отнесено им к числу национальных интересов России. Более подробное раскрытие содержания, связанных с этим интересом, закреплено в Доктрине информационной безопасности России, одобренной Советом безопасности и подписанной президентом почти одновременно с Окинавской хартией - в сентябре 2000 года.

С тех пор правительство и федеральные органы исполнительной власти предприняли ряд усилий по интенсификации постиндустриального развития страны. В то же время в силу многоаспектности этого развития все больше ощущается отсутствие некоего базового документа. С одной стороны, он должен более детально определить систему мероприятий по движению к информационному обществу, с другой - позволить подключить к решению проблемы частный капитал и гражданское общество.

Таким документом, на наш взгляд, должна стать стратегия развития в России информационного общества, проект которой разработан межведомственной рабочей группой при аппарате Совета безопасности с участием негосударственных организаций.

РГ | В чем основная идея проекта и какова его структура?

Шерстюк | Основная идея - в создании условий, необходимых для ускорения постиндустриального развития России. Проект стратегии состоит из 7 разделов.

В первом дана краткая характеристика информационного общества как нового этапа развития человечества.

Во втором приведена характеристика состояния развития информационного общества в России. В нем, в частности, отмечается, что, несмотря на трудности в нашей стране есть потенциал для ускорения постиндустриального развития.

В третьем разделе закреплено назначение и политико-правовая основа документа. Отмечается, что стратегия предназначена для использования при подготовке концептуальных, доктринальных, программных и иных документов, затрагивающих вопросы использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для решения задач экономического, социально-политического и духовного развития общества.

В четвертом разделе сформулированы пять целей развития информационного общества в России. Это:

- повышение устойчивости развития, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни людей;

- укрепление госгарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- создание равных возможностей для граждан по доступу к информации, независимо от места проживания в России, возраста и пола;

- создание условий для сохранения культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории России, содействие диалогу между культурами и религиями;

- противодействие проявлениям угроз национальной безопасности, в том числе связанным с использованием возможностей ИКТ для нанесения ущерба национальным интересам России.

Здесь же определены задачи государства в развитии информационного общества. Констатируется, что на начальном этапе оно должно дать импульс ускорению постиндустриального развития, но решать проблему нужно всему обществу. Предлагается активизировать частный, прежде всего отечественный капитал, который вполне способен эффективно работать в этом сегменте рынка.

В пятом разделе приведены основные мероприятия по достижению каждой из пяти целей развития в России информационного общества.

В шестом - изложены основные направления международного сотрудничества в области формирования глобального информационного общества. При подготовке положений этого раздела разработчики исходили из того, что, несмотря на наличие общих целей и принципов, каждое государство имеет свою траекторию движения в информационное общество. И в этом движении приоритет остается за национальными целями и интересами. В то же время Россия как страна, подписавшая Окинавскую хартию, должна принимать посильное участие в решении проблем формирования глобального информационного общества.

Наконец, в седьмом разделе изложены положения, касающиеся реализации стратегии.

РГ | Какие вопросы вы считаете наиболее важными для достижения поставленных в проекте целей?

Шерстюк | Во-первых, это необходимость создания эффективного механизма взаимодействия государственных органов, представителей бизнеса и негосударственных организаций - как на этапе подготовки проекта стратегии, так и на этапе разработки и выполнения планов ее реализации. Без этого не добиться реального превращения информационно-коммуникационных технологий в фактор укрепления стабильности общественного развития, капитализации знаний, повышения производительности труда и конкурентоспособности страны. У нас пока еще не хватает опыта в организации такого взаимодействия.

Во-вторых, это организация мониторинга постиндустриального развития России, выбора и оценки индикаторов этого развития. Некоторые специалисты предлагают усилить социальное содержание закрепляемых в проекте стратегии индикаторов, максимально нацелив их на конечный социально-экономический эффект. Однако при этом возникает проблема их измерения. Здесь надо найти разумный баланс.

В-третьих, учет и реализация потенциала постиндустриального развития субъектов Федерации. Учитывая, что главная цель государства в социально-экономическом развитии России - улучшение жизни граждан, важно найти такие направления использования информационно-коммуникационных технологий, которые помогут быстрее добиться ощутимого социально-экономического эффекта. На взгляд разработчиков, заслуживают внимания предложения включить показатели информационного развития в перечень показателей результативности деятельности субъектов Федерации, а также закрепить нормативы бюджетных расходов на развитие их информационно-коммуникационной инфраструктуры.

РГ | Какие документы легли в политико-правовую основу проекта?

Шерстюк | Это прежде всего концептуальные и доктринальные документы по вопросам национальной безопасности. Среди них Доктрина информационной безопасности России, международные договоры, итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, Послания президента Федеральному Собранию, нормативные правовые документы президента и правительства, определяющие направления экономического и социально-политического развития страны на ближайшие годы. Предполагается, что в стратегии найдут отражение и мероприятия, направленные на реализацию национальных проектов, объявленных президентом в прошлом году.

РГ | Как сложится судьба мероприятий, упомянутых в проекте?

Шерстюк | Разработчики исходили из того, что каждое их них будет детально проработано в последующих плановых документах. Пока важно определить саму систему мероприятий. Причем сделать это так, чтобы, с одной стороны, отразить те направления деятельности, которые могут способствовать достижению декларируемых целей, а с другой - предоставить субъектам этой деятельности свободу в выборе как средств, так и методов.

Предполагается, что стратегия будет реализовываться в течение ближайших 10 лет. Важный момент в этом процессе - участие государственных органов и негосударственных организаций как в мониторинге движения России в сторону информационного общества, так и в обсуждении хода выполнения поставленных задач. Для этого в проекте стратегии приведены значения контрольных показателей, которых предлагается достичь к 2015 году.

При формировании их перечня разработчики исходили из необходимости отразить, с одной стороны, наиболее важные характеристики постиндустриального развития, с другой - обеспечить возможность получения статотчетности по тем показателям, которые поддерживаются международным сообществом.

РГ | Кем уже рассмотрен проект и где с ним можно ознакомиться?

Шерстюк | Проект рассмотрен и в основном одобрен на совместном заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности по информационной безопасности и секции по информбезопасности научного совета при Совете безопасности. Текст проекта, доработанный с учетом замечаний, высказанных на этом заседании, размещен на сайте Совета безопасности в Интернете.

Беседу провел Игорь Александров

Справка "РГ"

Отличительные черты информационного общества, выделенные в проекте стратегии:

- существенное увеличение в валовом внутреннем продукте доли отраслей экономики, связанных с производством знаний, с созданием и внедрением наукоемких, в том числе информационных технологий, других продуктов интеллектуальной деятельности, с оказанием услуг в области информатизации, образования, связи, а также в области поиска, передачи, получения и распространения информации (информационных услуг);
- ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства, повышение качества жизни человека и общества;
- участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информтехнологий, информации и знаний;
- существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний;
- глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

Позиция Совет Безопасности