19.07.2006 03:50
Экономика

Минпромэнерго готовит проект концепции развития лесопромышленной отрасли

Минпромэнерго намерено извлекать из отрасли доходы, сравнимые с нефтяными
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4121)
Читать на сайте RG.RU

Отрасли это вполне по силам, считает министр. Рубль, вложенный в лесопереработку, приносит 30 рублей дохода. Однако бизнес предпочитает заниматься экспортом "кругляка", а не производить продукцию на месте. Ведь для переработки надо строить производства, а это дело не одного дня. Только в 2005 году вывоз "кругляка" увеличился по сравнению с прошлым годом на 17 процентов, а с начала 90-х годов - почти в три раза. Сегодня на этом рынке работают более 15 тысяч легальных экспортеров, а "браконьеров" - втрое больше. Российское сырье за границей обрабатывают, а потом нам же продают втридорога. На одном из недавних совещаний с членами правительства президент страны как раз возмущался тем, что доля необработанной древесины в экспорте лесопромышленной продукции постоянно растет, что приводит к расточительству национальных богатств. Президент предложил правительству в оперативном порядке принять меры по оживлению отрасли. В связи с чем, собственно, и возникла идея разработки плана "новой лесной политики".

Эта "дорожная карта", по словам Виктора Христенко, должна в сравнительно короткий срок вывести лесопромышленный комплекс (ЛПК) из стагнации. Как стало известно корреспонденту "РГ", которому удалось познакомиться с некоторыми тезисами концепции, ключевыми словами документа будут "протекционистская политика", "преференции", "государственно-частное партнерство", "налоговые каникулы".

Переломить ситуацию планируется с помощью особой экспортной стратегии, и в первую очередь по круглым лесоматериалам. По словам Христенко, одновременно с постепенным повышением экспортных пошлин на "кругляк" надо давать преференции тем компаниям, которые намерены заниматься лесопереработкой. Увеличение экспортных пошлин на вывоз древесины заставит переключиться на глубокую переработку древесины, поскольку вывоз потеряет былую привлекательность. А чтобы перерабатывающий бизнес развивался как можно активнее, на первых порах ему решили помочь - установить льготный режим. Среди предложений министерства - ввести дифференцированную плату за вырубку леса в зависимости от условия разработки. Хороший эффект, по мнению специалистов министерства, даст гибкая налоговая политика. Тех, кто не вывозит сырой и необработанный "кругляк", а оставляет его в России, чтобы перерабатывать, ждут государственные субсидии, а также постоянно действующие нулевые ставки таможенных пошлин на ввоз оборудования, которое не производится в России. Кроме того, в обмен на обязательства по строительству или реконструкции производства предприятия предпринимателей могут освободить от уплаты пошлин на экспорт определенного объема необработанной древесины.

Модель взаимодействия государства и бизнеса, которая будет включать разработку типового инвестиционного соглашения, предполагает наличие так называемых "глобальных" игроков рынка, то есть прежде всего вертикально интегрированных структур, сформированных на базе успешных лесопромышленных предприятий. Именно им будет по силам и коренная модернизация уже действующих мощностей, и создание новых производств. По оценке минпромэнерго, серьезная консолидация активов в отрасли уже произошла: появились крупные игроки, обладающие инвестиционными ресурсами и способные разрабатывать и реализовывать собственные программы развития. Вместе с тем наблюдается и такая тенденция: чем дальше в лес, то есть ближе к основному сырью - лиственницам и соснам, тем меньше концентрация капитала. Самый разношерстный сектор - заготовка древесины, там сейчас рубят лес около 30 тысяч мелких фирм. Это, считают в министерстве, явный перебор. И есть планы создать условия для укрупнения лесозаготовительного бизнеса. Правда, как это будет сделано, пока неизвестно. Вопрос щепетильный и грозит "большим переделом" лесосек. Видимо, поэтому разработчики концепции развития лесной отрасли не спешат раскрывать все карты, чтобы не будоражить бизнес раньше времени.

Что касается инвесторов, то сегодня камнем преткновения для них являются условия их доступа к лесным ресурсам. Пока Лесной кодекс, "зависший" в первом чтении теперь уже до осени, не принят, риски для инвесторов такой капиталоемкой отрасли, как лесопромышленный комплекс, остаются слишком сильными. Иностранные и российские бизнесмены попросту не знают, чего им ждать. Рассчитывать ли, к примеру, на новый вариант Лесного кодекса, в котором максимальный срок аренды лесного участка "сокращается" с 99 до 45 лет, а право аренды "распределяется" на аукционах или по инвестиционным соглашениям? Или прислушаться к мнению замминистра промышленности и энергетики Андрея Реуса, который считает, что целесообразнее было бы установить срок аренды от 12 до 15 лет, при этом каждый арендатор мог бы воспользоваться "гибким" и удобным для него графиком пролонгации договоров? Оба варианта обсуждаются. Пока известно лишь то, что "в помощь инвестору" в план развития отрасли решено внести особую преференцию - выделять для них лесосечный фонд на приоритетных началах или резервировать его на время строительства комбината. Правда, пока неясно, какими условиями все это будет обременено. Так, министр экономического развития и торговли Герман Греф в последнее время не раз предлагал "входным билетом" для преференций определить проекты стоимостью не менее 200 млн. долларов. Христенко предпочел не комментировать эту инициативу. Что предложит его ведомство, будет известно уже в конце июля.

Но мало построить новые производства и масштабно заняться глубокой переработкой леса. Надо, чтобы эта продукция была востребована не только за рубежом, но и на внутреннем рынке. Этому может помочь развитие деревянного индустриального домостроения. В Европе, например, строительство малоэтажного жилья из дерева набирает стремительный темп, отметил Христенко. Например, программа Евросоюза "Деревянная Европа" предполагает доведение доли деревянного домостроения до 80-90 процентов от вновь вводимого жилья. В России такие дома в массовом порядке пока не изготовляются. Но если на практике будет реализован намеченный план "новой лесной политики", то это направление станет вполне привлекательно для бизнеса - будет где развернуться.

По словам президента РСПП Александра Шохина, крупный бизнес намерен принять активное участие в разработке лесной политики, и выездная коллегия минпромэнерго - только начало большой совместной работы с государством.

Ресурсы Минпромторг