Подготовка к обучению нового предмета идет полным ходом. Из областного бюджета выделено 10 миллионов рублей на закупку комплектов учебных материалов. В составе каждого комплекта – мультимедийное приложение для ученика и учителя. На дисках содержатся теоретические сведения по истории православной религии, рассчитанные на 5–11 классы, словарь богословских терминов, жития святых, галерея памятников архитектуры и искусства, хрестоматия литературных текстов, ссылки на полезные сайты. Здесь же и тесты для контроля знаний учащихся, и специальная программа для обработки результатов проверочных работ.
Учителя уже готовы к нововведениям: для них были проведены обучающие семинары по особенностям работы с электронными учебными материалами. Возможно, новые технологии помогут привить школьникам интерес к предмету, вокруг внедрения которого ведутся такие ожесточенные споры.
В Белгородской области, впрочем, к делу подошли основательно. Организация обучения православию продиктована требованиями закона "Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области". Именно согласно букве закона, с 1 сентября этого года в программу всех 750 школ области войдет обязательная дисциплина "Православная культура". До этого последние семь лет урок с различными вариантами названия – "Основы и ценности православия", "Основы православной культуры" – проводился факультативно, причем далеко не во всех школах области.
Учащиеся со 2 по 11 классы будут изучать православную культуру один раз в неделю. Что интересно, строгие учителя не имеют права поставить двойку по этому предмету – считается, что, обижая плохой оценкой ученика, учитель нарушает воспитательную направленность курса.
Подготовка специалистов по направлению "преподаватель православной культуры" в Белгороде ведется вот уже три года. Белгородский региональный институт повышения квалификации выпускает по 30 учителей православной культуры каждые две недели. Итого уже около 600 человек имеют право преподавать православие. В основном расширяют свою специализацию учителя истории и литературы. Кроме того, в этом году состоялся первый выпуск теологического факультета Белгородского государственного университета. Более 60 процентов выпускников пошли преподавать в школы и высшие учебные заведения.
В управлении образования и науки области корреспонденту "РГ" рассказали, что дети и их родители высказывают самые разные мнения по поводу грядущих изменений. Одни не видят ничего предосудительного в том, что факультативное занятие по православной культуре станет обязательным предметом. За семь лет многие успели привыкнуть к наличию этой дисциплины в школьной программе. Другие считают, что "православизация" современной белгородской школы ставит крест на светском образовании. Ученики и их родители опасаются зубрежки катехизиса и совершения религиозных обрядов в школе, боятся, что отметка по православной культуре станет важнее оценок по литературе и математике. Но специалисты управления образования и науки области заверяют, что подмены светского культурологического предмета "Православная культура" Законом Божьим не произойдет.
Так или иначе, за духовно-нравственное воспитание учащихся в Белгородской области взялись всерьез. Составлен даже "Образ выпускника школы", который предполагает наличие у подростков целого ряда качеств. Среди них – патриотичность, терпимость, смирение, уважение к старшим и другие. Предмет "Православная культура", по замыслу его разработчиков, призван приблизить учащихся к сформулированному властями идеалу. Получится ли? Бог весть…
вопрос-ответ |
Необходимо ли обязательное изучение православия в школе?
С таким вопросом корреспондент "РГ" обратился к жителям Белгорода
Александр Жихов, кандидат педагогических наук:
– У православия особая роль в истории России. И государство отдает дань уважения той вере, которая явилась символом национальной идентичности русских, внесла вклад в создание своеобразной национальной культуры. Ничего плохого, в том, что дети узнают побольше о национальной религии, я не вижу.
Сергей Антонов, корреспондент городской газеты:
– Это прямое навязывание определенной религии (пусть даже и через предмет историю). А если мы введем в школах обязательное изучение мусульманства?! Мы ругаем латышей за то, что они навязывают русским изучение своего языка, а сами делаем тоже самое – навязываем взращенным Страной Советов атеистам православие.
Раиса Слюсарь, учитель химии:
– Я – за. Предмет "православная культура" имеет воспитательную направленность. Кто и что сейчас воспитывает наших детей?! Телевидение, улица… Я не раз возила детей по святым местам. Они менялись на глазах! Становились спокойными, одухотворенными, терпеливыми…
Анастасия Состина, студентка факультета журналистики БелГУ:
– Считаю, что психологически дети не готовы разобраться в сути ситуации. Они верят взрослым. Поэтому им очень легко навязать какие-то ни было взгляды, выгодные кому бы то ни было – в том числе и церкви.
Артем Шабанов, выпускник средней школы:
– Азы православной культуры необходимо знать. Мы учимся, чтобы быть всесторонне развитыми личностями. Вера помогала побеждать в войнах. Зачем же отвергать этот опыт?! Неизвестно, что ждет нас впереди…