20.07.2006 02:00
Общество

В ядерном центре России возобновилась монашеская жизнь

Через восемьдесят лет в Сарове возобновилась монашеская жизнь
Текст:  Федор Гайдучков (Нижний Новгород)
Российская газета - Приволжье: №0 (4122)
Читать на сайте RG.RU

Монашеская жизнь в обители возродится после восьмидесяти лет запустения, наместником Свято-Успенской Саровской пустыни назначен иеромонах Варнава (Баранов). Он сообщил, что в настоящее время братия обители состоит из трех человек, но желающих присоединиться к ним, скорее всего, будет много: "Монастырь известен и своими подвижниками, и старцами, и святынями. Однако определенные сложности будут связаны с тем, что город закрытый. Но я думаю, что с Божией помощью все это будет преодолено". Предполагается, что в Саровской обители будет принят монашеский устав по образцу устава Троице-Сергиевой Лавры.


Монах из Красного


Первоначальником Саровской обители стал иеросхимонах Иоанн (в миру Иван Федорович Попов), который родился в 1669 году в селе Красном под Арзамасом.


В 1692 году, примерно через полтора года после первого посещения саровской горы, Иоанн начал копать на ее склоне пещеру, положив тем самым начало знаменитым саровским подземным келиям и подземной церкви во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. Особую славу Саровская обитель получила благодаря молитвенным подвигам ее насельников, к которым за духовными наставлениями шли паломники со всей России. Как сообщается на сайте нижегородской епархии, "Саровская пустынь прославилась именами старцев Назария, Дорофея, Илариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как преподобный Серафим, прославленный в лике святых в 1903 году и почитаемый во всем мире".


Возрождение неизбежно


Вопрос о возрождении Саровской пустыни попал в общецерковную повестку дня в самом начале девяностых годов, сразу же вслед за рассекречиванием Арзамаса-16, центра оборонной ядерной науки России. Сейчас уже сложно представить ту меру непонимания, которой отличались взаимотношения большинства людей Церкви и людей секретного объекта в те годы. Но многим уже тогда было ясно - между двумя эпохами в истории Сарова нет непримиримых противоречий, наоборот, есть потребность в конструктивном сотрудничестве во имя России. К числу таких людей относится и Дмитрий Сладков, помощник руководителя Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ, член правления Фонда преподобного Серафима Саровского. Он вспоминает:


- С начала девяностых пройден большой путь. Вехами на этом пути стали события, значение которых в эти дни осознается заново: первая поездка ученых ядерного центра к митрополиту Николаю (Кутепову), управлявшему в те годы Нижегородской епархией, и первое посещение им Сарова в 1989 году; первый приезд в Саров святейшего патриарха Алексия II в 1991 году в дни перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, сопровождавшийся небывалым стечением  туда жителей закрытого города; возвращение закрытому Арзамасу-16 (Кремлеву) исторического имени Саров в 1995 году; прошедшие в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха соборные слушания "Ядерные вооружения и национальная безопасность России", где Церковь на весь мир провозгласила о том, что считает выполняемую ядерным центром работу важнейшей для Отечества. Достойным завершением этой череды событий стали торжества в честь столетней годовщины прославления преподобного Серафима Саровского. Они собрали в Сарове под сводами возрожденной церкви преподобного Серафима представителей всех православных поместных церквей. Они привели сюда и президента России Владимира Путина. Они собрали у мощей преподобного Серафима, пришедших в Саров, пятнадцать тысяч горожан за две ночи. В 2003 году стало ясно, что возрождение Саровской пустыни неизбежно.


Наука и религия - неслучайный союз


По убеждению Дмитрия Сладкова, возрождение Саровской пустыни открывает новые перспективы и для России, и для города Сарова: "Сегодня Россия нуждается в том, чтобы восстановить разорванное единство своей истории. В Сарове - православной святыне и ядерном центре - единство подвигов, совершенных в разные исторические эпохи, явлено воочию. Здесь сошлись воедино живая память народа и Церкви о преподобном Серафиме и выдающийся уровень науки, способность защитить Родину силой грозного оружия. Не может быть, чтобы все это соединилось случайно. Мы снова можем стать собой, лишь органично объединив церковную и светскую мысль, глубокую молитву и высокопрофессиональную работу".


Братия поможет молодым


Как сообщили в Нижегородской епархии, крупный общежительный монастырь с сотнями насельников и многими тысячами паломников в современном Сарове невозможен, поскольку закрытый режим города в связи с открытием обители не претерпит никаких изменений. Отсутствие паломников также не повредит возрождаемому монастырю - это не прежняя Саровская пустынь, а лишь возможность вновь ею стать.


Пока же тихая работа монастыря, как считают в Сарове, станет полезна, прежде всего, молодым жителям города: братия обители, расположенной близ крупнейшего в мире научного центра, будет заниматься учебно-просветительской, издательской, научно-богословской деятельностью.

Тем временем


Дети из воскресной школы "Благовест" при Спасском кафедральном соборе вернулись из Макарьевского монастыря, где в течение месяца помогали сестрам обители в заготовке сена и в полевых работах. Детский лагерь организован в обители второй раз. И хотя жизнь в монастыре довольно трудная, дети, побывав в обители в прошлом году, вновь приехали в Макарьевский монастырь в полном составе и пригласили с собой друзей. А в минувшие выходные дни территорию Макарьевского монастыря благоустраивали заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Георгий Матюшкин, члены рабочей группы общественного совета по развитию институтов гражданского общества в Приволжском федеральном округе по вопросам развития физической культуры, массового спорта и пропаганде здорового образа жизни, а также юноши из спортивно-патриотического лагеря Нижегородской региональной федерации рукопашного боя.

Образ жизни Религия Нижегородская область Приволжье