Для бесперебойной работы производителей и продавцов горячительной продукции налоговики временно ввели "ручной режим" фиксации сведений о передвижении алкоголя в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
До 21 июля эти "временные правила" должны получить все крупные налогоплательщики, работающие на рынке алкоголя. Вчера министр сельского хозяйства Алексей Гордеев подтвердил, что несовершенство работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) привело к колоссальному росту рынка теневого оборота спирта, добавив, что, если эта проблема не будет разрешена, речь может идти о коллапсе легального рынка алкоголя.
ЕГАИС, по замыслу создателей, должна жестко контролировать передвижение каждой бутылки с алкоголем по территории страны. По различным техническим, организационным, кадровым причинам многие компании и предприятия не могут напрямую, "автоматом", связываться с ЕГАИС, а через нее - с контролирующими органами. В первую очередь - с налоговыми инспекциями, чтобы направлять туда все сведения о маркировке, хранении алкоголя, его поставщиках, оптовых покупателях и продавцах. Если же отгружать алкоголь без ЕГАИС, то, как жестко уведомила бизнес еще 1 июля ФНС, последует отзыв лицензии.
Чтобы избежать тупикового развития ситуации, налоговики предложили облегчить участь бизнесу с помощью "ручного" общения с неуправляемой пока системой. И теперь, если предприниматели не могут в автоматическом режиме "связаться" с ЕГАИС, чтобы сообщить машине сведения о подопечном им алкоголе, то они вправе обратиться с этой информацией в территориальную налоговую инспекцию и получить подтверждение об участии. Процедура, кстати, не самая простая. Компании должны явиться в инспекцию со специальным бланком в двух экземплярах. Этот бланк они обязаны заполнять один раз в день и указывать в нем все накладные на отгрузку алкоголя. К бланку нужно приложить дискету с накладными. А также нужно будет представить копию заявки об устранении причин сбоев при передаче информации в ЕГАИС. Получатель же продукции имеет право оприходовать ее только при наличии копии бланка подтверждения о фиксации, зарегистрированного в территориальном налоговом органе.
По словам начальника департамента общественных связей Союза участников алкогольного рынка Вадима Дробиза, "введение "ручного" режима - это уже прогресс". Однако это только одна из мер по адаптации и упрощению системы. Бизнес, правда, опасается, что может "утонуть в бумагах". Но налоговики уверяют, что временные правила не так сложны, как кажутся на первый взгляд. И лишних бумаг от предпринимателей никто требовать не собирается. Впрочем, правила-то временные. Планируется, что пока они действуют (кстати, срок этот в документе не указан), специалисты сумеют отладить ЕГАИС.
Как известно, второй проблемой, на которую жаловался бизнес, было обеспечение участников рынка новыми акцизными марками, без которых после 1 июля нельзя продавать алкоголь. А как сейчас обстоят дела? С этим вопросом "РГ" обратилась к заместителю руководителя ФНС России Татьяне Шевцовой.
"Прежде всего, - объяснила Татьяна Шевцова, - следует уточнить, что согласно постановлению правительства РФ "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" организации, осуществляющие производство алкогольной продукции на территории России, приобретают в территориальных налоговых органах федеральные специальные марки, а акцизными марками маркируется импортная алкогольная продукция.
По состоянию на 13 июля обеспеченность организаций - производителей алкогольной продукции федеральными специальными марками составляет 97 процентов. Остальные 3 процента - это федеральные специальные марки, которые уже отгружены ФГУП "Гознак" организациям - производителям алкогольной продукции и находятся в пути.
Таким образом, сегодня проблем с обеспечением отечественных производителей алкогольной продукции федеральными специальными марками не возникает: заявки рассматриваются в строго установленные сроки".
Справка "РГ"
По некоторым данным, в настоящее время к системе ЕГАИС подключено 480 компаний - производителей алкоголя (из 500), 50 производителей спирта (из 200), 1,7 тыс. оптовиков (из 3 тыс.) и 80 импортеров (из 160).