21.07.2006 04:00
Власть

Прокуроры России и Евросоюза создадут консультативный совет

Решали вопросы в Москве 44 европейских генпрокурора
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4124)
Читать на сайте RG.RU

В Москве собрались 44 генпрокурора стран Евросоюза, в открытии конференции принял участие президент России, за два дня с ее трибуны выступили Генпрокурор Юрий Чайка, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заместитель генерального секретаря Совета Европы Мод де Бур-Букиккио, Комиссар по правам человека Томас Хаммерберг, президент Евроюста Майкл Кеннеди и другие.

О чем договорились европейские прокуроры, корреспондент "РГ" спросил у заместителя Генерального прокурора РФ Александра Звягинцева.

Российская газета | Александр Григорьевич, чего смогла на конференции добиться Россия?

Александр Звягинцев | На мой взгляд, главное - мы смогли убедить своих коллег в том, что многие существующие сегодня правовые положения устарели, ведь они были приняты полвека назад. А последние изменения в ряд из них вносились еще в 1978 году. Жизнь с тех пор сильно изменилась. Многое надо пересматривать. Но с таким подходом поначалу были согласны далеко не все.

РГ | На конференции Генпрокурор Юрий Чайка не раз произносил слова "правозащитная функция прокуратуры" - звучит не совсем привычно. И об этих обязанностях прокуроров говорили?

Звягинцев | И много. Генпрокурор это не только декларировал, но в своем докладе привел весомые аргументы и факты. Они убедили коллег. Ведь уголовное преследование - лишь составная часть функций прокуратуры. А есть еще помощь потерпевшим от правонарушений, обязанности прокуроров в отношении лишенных свободы. По тому, в каких условиях заключенные отбывают срок, судят о всей системе защиты прав человека в стране. У нас в этом смысле за последние годы произошли кардинальные перемены. А еще есть свидетели, потерпевшие и их права. Есть и еще одна сторона прокурорской работы, которую Россия считает очень важной. Речь о полномочиях прокурора за пределами уголовно-правового сектора.

РГ | А что думают об этом в Европе?

Звягинцев | В некоторых странах Совета Европы есть мнение, что добавлять прокурорам полномочия кроме тех, которые у них есть в уголовно-правовой сфере, не нужно. Мы так не считаем и в этом также смогли убедить коллег. Данный тезис нашел отражение в "Итоговом документе", где записано, что полномочия прокуроров "вне уголовно-правовой сферы могут быть проанализированы с целью возможного распространения этого положительного опыта". Это очень важное решение форума, ибо не секрет, что есть разрыв между гарантиями прав личности по конституции и реальной жизнью. Устранить этот разрыв должны не только правозащитные организации, но и прокуратура. В России за пять последних лет прокуроры разрешили только 6 миллионов жалоб и заявлений граждан там, где нарушались их права. А ведь это были пенсионные, жилищные, трудовые и прочие обращения.

Отмечу также, что на конференции решено создать консультативный совет европейских прокуроров под эгидой Совета Европы. Эта структура поможет установить общие для органов прокуратуры в Европе правила, с ее помощью легче будет помогать друг другу.

Госуправление