Но сначала все-таки - о самом шоу. Его формат давно определился и отстоялся. Не в России его придумали. Но в России он долго существовал вне телевидения, в рамках партийно-профсоюзных собраний, где на десерт после проблем, связанных с выполнением и перевыполнением планов, обсуждалось поведение морально неустойчивых членов партии или профсоюза. Тогда собрание оживлялось, и с мест раздавались требования любопытных граждан: "Давай подробности!". Их "давали", но, надо признать, скупо. Спрос на них восполнялся на кухнях (где не только рассказывали политические анекдоты и пересказывали новости, услышанные по "Голосу Америки", как сегодня принято думать), в курилках, на скамейках во дворах, в очередях за колбасой.
Кулуары советской действительности - это нечто отдельное. Для охочего до сплетен они были чем-то вроде Горбушки - для киномана и меломана.
А вот, когда легализовался рынок пересудов, тогда-то все и началось. "Подробности" потекли по трубам телеканалов. В авангарде этого процесса оказалось гусинское НТВ со своей до сих пор памятной программой "Про это". Потом была неплохая передача на ТВ-6 "Я сама...", придуманная и реализованная Юлией Меньшовой. Затем наступила эра "Моей семьи" с Валерием Комиссаровым в главной роли. Наконец, пришла пора Малахова с его "Большой стиркой" (менявшей впоследствии названия, но не содержание), Дмитрия Нагиева с "Окнами", Елены Ханги с "Принципом домино".
На этом густо-густо намалеванном клубнично-бытовом фоне нарисовалось авторское ток-шоу Лолиты Милявской. И, надо признать, не потерялось. Более того, оно на первых порах затмило конкурентов. Прежде всего благодаря темпераменту ведущей.
В чем ее преимущество? Девушка не лишена артистического дарования. За ее плечами "Академия" кабаретного дуэта. Это школа непосредственного общения с залом. Более непосредственного, живого, прямого и игрового, чем это обыкновенно принято у эстрадных вокалистов и вокалисток. Еще на сцене она стала шоуменом. Пардон, шоувумен.
С этим она и пришла к телезрителям. Пришла она на семейно-бытовое ток-шоу с репутацией озорной, своенравной звезды и, волоча за собой шлейф лично-публичных переживаний: она незадолго до этого развелась и только-только снова вышла замуж. Она только-только разделалась со своими собственными комплексами и почувствовала себя во всеоружии перед лицом комплексов граждан своей страны.
Штатная работа на ТВ в качестве ведущего с некоторых пор стала особенно привлекательной, словно медом намазанной. В том числе и для звезд первой величины нашей эстрады. Ею было соблазнился Геннадий Хазанов (субботнее развлекательное шоу "Хазанов против НТВ"), правда, ненадолго. А Николай Басков с Юлией Началовой как-то стерпелись со своими ролями конферансье в субботних концертах на канале "Россия". И сама Алла Борисовна Пугачева соблаговолила стать ведущей ежегодного шоу "Песня года".
В этом интересе эстрадных див к ритмичному мельканию в эфире есть подспудный мотив, видимо, не очень ими осознаваемый, но многое определяющий. Он связан с болезненной для них проблемой возраста. Часто мелькающая на телеэкране особа, если и старится, то только со своей публикой. А это уже не так обидно. И, к слову сказать, не так заметно. Мы ведь, как правило, обращаем внимание на возрастные изменения наших родных и друзей только после долгих разлук с ними. То же самое происходит и с артистами, если они не прибегают к "пластике".
С любимыми и постоянными телеведущими дело обстоит несколько иначе. Конечно, это чистая психология восприятия. Но она ведь вполне реальная вещь. Кто помнит, каким был тридцать лет назад Леонид Якубович? Кажется, что он и тогда был таким же, как и в минувшую пятницу на "Поле чудес".
Могу предположить, что Лолита Милявская взвалила на себя бремя ежедневного ток-шоу не только по этой причине. Возможно, звездная артистка с устоявшимся амплуа, испытывает что-то вроде кризиса среднего возраста. Правильнее сказать: среднего творческого возраста. Судя по тому, что она делает на сцене, как часто она провоцирует публику на диалог, на игровую реакцию, можно догадаться, что Лолита, как исполнительница, испытывает дефицит живого и непосредственного общения. Теперь в своем персональном ток-шоу она с лихвой и азартно его восполняет. Вначале ведущая казалась интереснее собственно семейно-бытового ток-шоу, все мотивы которого уже жеваны-пережеваны.
Все пошло по новому кругу: "как похудеть", "как помолодеть", "женщина плачет", "муж ушел к другой", "служебный роман", "бедная мать" и т.д.
Ведущая - не дознаватель, не прокурор и судья. Она - подруга, приятельница. И, можно сказать, заинтересованная конфидентка своих собеседников и собеседниц. Она - воплощенная житейская мудрость, она - кладезь опыта. Присутствующие психологи, сексопатологи и журналисты надобны для фона, для пущей респектабельности. Но главное, конечно, это ее реакции, интонации, ее дежурные восторги, ее обязательный скепсис... Ее засахаренные комплименты: "Встаньте, пожалуйста. Посмотрите на эту удивительную женщину - какая она красавица!". Ее характерные фишки: "Подойдите к этой камере и скажите, как вы его любите". "Поцелуйтесь. Горько!". Ее время от времени проскальзывающие откровения относительно своего распавшегося брака. Ее живость, непринужденность...
До поры до времени эти телесольники, теледевичники Лолиты были забавны, занимательны, но очень скоро они приелись. И тогда стали делаться ставки на сюжеты скабрезного свойства. Приходит молодой человек и в три часа дня по московскому времени жалуется Лолите и стране на кратковременность своего полового акта. Приходит бабушка с внучкой и ее мамой и жалуется стране и Лолите на отца, который не хочет помочь дочери, сломавшей руку.
Это уже чистый "Малахов". Это знак очередного "кризиса среднего возраста".
Возможно, это еще знак того комплекса, масштаб которого пока сама Лолита не осознала. Ее живость, раскованность, непосредственность - больше не аттракцион, а скучная рутина. Сначала у нее был иммунодефицит живого общения. Теперь случилась передозировка.