Дмитрий Маликов: Есть такое типично русское понятие — "для души", и оно весьма всеобъемлюще. Но в моем случае "для души" звучит несколько бытово, потому что в этом проекте у меня много профессиональных мыслей и амбиций. Шел я к нему долго, много лет, и, несмотря на то что все эти годы активно занимался песней, более крупные формы меня тоже интересовали. И сейчас, мне кажется, настал момент, когда я достаточно окреп, чтобы представить себя публике не только как поп-исполнителя и автора своих песен, но и как инструменталиста, классического композитора, продюсера, который создал новый проект, совмещающий различные жанры. Не хочу сказать, что я разочаровался в песенном жанре и в нашем российском шоу-бизнесе. Нет. Я — одна из фигур на этом поле. Просто мне кажется, что этого мало и что я способен на большее.
РГ: Каким будет проект в действии?
Маликов: У нас много всяких мыслей. Сейчас мы как раз заняты тем, что ищем нестандартные формы для того, чтобы преподать "PIANOMANIЯ". Здесь возможны любые акции, потому что инструментальная музыка позволяет облечь ее звучание в многообразные формы. Это может быть живой концерт в каком-то интересном зале, скажем, в Доме музыки. Или на площадке на открытом воздухе с привлечением какого-то уникального светового визуального шоу. А возможно выступление в небольшом камерном зале. То есть площадки могут быть разнообразными. Просто количество людей на сцене может меняться. Потому что я исполняю не только свою музыку, но и авторские обработки классики — Шопена, Хачатуряна, Рахманинова, Прокофьева.
РГ: Как представляете конкретного вашего слушателя?
Маликов: Я много думал на эту тему. Я не хочу, чтобы эта музыка слушалась фоном, как, например, бывает в кафе. Это не для этих целей. Я хочу, чтобы мою музыку человек слушал внимательно. Неважно где. Желательно в плеере. Можно и в машине. Но машина — вещь коварная, может унести. Потому что эта музыка воздействует на те участки мозга, которые отвечают за фантазию. Я не скажу, что она для романтики и свиданий. Нет. Она эмоциональная. Музыка определенного состояния.
РГ: И какие состояния вы в нее вложили?
Маликов: Трудный вопрос. Дело в том, что, с одной стороны, сочинение такой музыки — момент эмоциональный, с другой — профессиональный. Потому что только на эмоциях жить композитору невозможно. Как правило, какая-то основная идея рождается под определенным воздействием какого-то события или настроения. Но потом, после того как пьеса обретает форму, происходят профессиональные доработки. Надо просто много трудиться.
РГ: Когда вы в основном работаете?
Маликов: Утром. С десяти до часу.
РГ: Я просто представляю, какова ваша занятость, и найти время создать серьезный проект непросто.
Маликов: Самое главное, что мне помогает, — это не привязанность к каким-то форматам. То есть я не ставлю себе никаких рамок, что позволяет мне быть свободным. А свобода дает очень много энергии. Главный критерий — чтобы было искренне, от души. Потому что если нравится мне — а внутри меня живет достаточно серьезный цензор, — значит, понравится и другим. Я в это искренне верю.
РГ: Вы действительно очень требовательны к себе?
Маликов: Безусловно, я перфекционист в этом отношении. В особенности в том, что касается звука, эмоционального насыщения музыки. Да и песен тоже. Мне иногда, бывает, говорят: "Да что ты, эти детали никто не услышит". А я отвечаю: "Мне достаточно того, что я это слышу". У меня уже 10 вариантов альбома, из которых в итоге будет один.
РГ: Вы не боитесь, что если проект окажется успешным, то по этой дороге вы и пойдете?
Маликов: Я очень хочу пойти по этой дороге. Мои песни — они со мной останутся. И я не оставляю надежду и дальше писать популярные хиты. Не знаю — буду ли их исполнять я или кто-то другой… Но это не важно. А важно — то, что возможность реализовать себя как художника, здесь у меня больше. И если я буду востребован в этом качестве… Я ведь очень люблю выступать как пианист.
РГ: Но ведь инструментальная музыка — это не совсем коммерческое. Заработаешь меньше, чем выступая с песнями.
Маликов: Некоторое жертвование коммерческими интересами на этом этапе добавляет мне сил и энтузиазма. Потому что творчество и деньги — это коварная связь. И лучше от них не зависеть.
Да, я отдаю себе отчет, что на сегодняшний день затраты предстоят огромные, и во что это выльется, я не знаю. Но мне кажется, что важнее всего сделать так, чтобы просто быть услышанным. А дальше, если мне будет суждено получить благодарность, я получу. А, если нет, значит, я пока этого недостоин. И надо будет еще работать.
РГ: Кстати, о благодарности. Как вы думаете, какую награду могут дать за такую инструментальную музыку. Не придешь же с ней на нашу "Овацию", или на премию "Муз ТВ".
Маликов: Если говорить о наших премиях, то есть, например, Государственная премия, а из зарубежных — "Грэмми". Но я не думаю о премиях, так же, как и не думаю о деньгах. Я просто озадачен проблемой своего духовного роста. А премии и деньги приложатся, если Бог даст. А если нет, то ничего страшного — не для этого все делается.
РГ: Глубокий подход. А что влияет на такие ваши взгляды. Может быть, книги? Мы с вами, кстати, любим одни и те же, например, "Степной волк" Гессе, "Казус Кукоцкого" Улицкой.
Маликов: Замечательные книжки. Правда, сейчас я больше читаю духовную литературу. Между прочим, если у нас любимые общие книжки, то я вам советую почитать Сергея Минаева "Духless"
РГ: Я ее как раз вчера купила.
Маликов: Спорная такая. Не будем сравнивать со "Степным волком". Это — литература сегодняшнего времени. Она как раз о том, чего нет в моем проекте. Он как раз абсолютное противопоставление сегодняшней жесткой, бездуховной, циничной жизни. Я сейчас читаю еще много восточной философской литературы — "Уроки Далай-Ламы", где он рассказывает о своем отношении к жизни, обучает практике медитаций, нравственности, мудрости — они бесценны. Все еще нахожусь под впечатлением недавней поездки в Таиланд, где я увлекся буддистской философией. Я еще в начале пути. Но общение с буддийскими монахами произвело на меня впечатление. Это люди, которые не несут в себе никакой агрессии. Они не способны никому причинить зло. Это то, к чему я стремлюсь.
РГ: И вот вы со своим высоким проектом выступаете в бездуховное время. И даже слушателей, наверное, толком нет — они все живут в другом измерении.
Маликов: Но я надеюсь обратить в свою веру многих людей. Просто искренностью и простотой своей музыки. Я уверен, что таких, как я, много. Моя музыка для тех, кто может быть еще не совсем готов пойти в Большой зал консерватории. Для них это будет следующий этап. Но для тех, кто не хочет быть поколением "Духless".
РГ: Какая музыка вас вдохновляет? Что вы слушаете, когда пишете?
Маликов: Слушаю саундтреки. Например, из фильмов "Человек в огне", "Красота по-американски". Я думаю, что в моей музыке есть отголоски от Энио Морриконе, от Микаэла Таривердиева. Из классических композиторов мне ближе Бах и Прокофьев.
РГ: Как к вашей затее относятся коллеги по шоу-бизнесу? Не говорят, мол, Диме Маликову скоро 40 лет и у него кризис среднего возраста?
Маликов: Циничных комментариев я не слышу. Наоборот, говорят, тебе сам бог велел. Общий смысл такой, что у тебя за плечами консерватория, ты хорошо играешь и можешь эту тему развивать. Не скажу, что это белая зависть. Но определенное уважение и почтение со стороны коллег я встречаю.
РГ: Что говорит папа? (Юрий Маликов — заслуженный артист России, создатель и художественный руководитель ВИА "Самоцветы". — Прим. С.А.)
Маликов: Папа двумя руками "за". У меня есть композиция, она называется "Дыши". На мой день рождения мы сыграли ее вдвоем с отцом для наших гостей — он играл соло на контрабасе. Для сольного концерта это будет хороший номер. Такие красочки нужны, конечно.
РГ: А другие близкие родственники — сестра, жена. Поддерживают?
Маликов: Да. Обычно, когда песню какую-то сочиняю или клип снимаю, то всегда масса советчиков. А здесь все занимают уважительно молчаливую позицию. Я бы даже сказал выжидательную.
РГ: И вы действительно ни с кем не советуетесь? Может быть, с преподавателями из консерватории.
Маликов: Почему? У меня есть преподаватель, с которым я занимаюсь джазом, есть друзья. Но сейчас что касается музыки — я в ней уверен. А больше советуюсь по поводу, как сделать так, чтобы она заинтересовала, чем ее обрамить.
РГ: И поэтому вы придумали необычный инструмент?
Маликов: Проект называется "PIANOMANIЯ". В этом слове много значений, но я действительно словно маньяк от музыки, фанат своего инструмента. У меня есть идея каждый год делать новые инструменты, чтобы они были разными и по форме, и по звуку. Сейчас это прототип классического рояля. Следующий инструмент я, может быть, сделаю с глазами пришельца с другой планеты, видимо, в форме летающей тарелки. Я живу в современном мире и понимаю, что проект позволяет использовать все средства. Все новинки.
У меня пока было всего два инструмента. На день рождения в прошлом году был концерт в Манеже, и мы сделали рояль. На самом деле инструмент сделать недорого — это ведь пластик. Берется качественная основа, а форма придается любая. Главное — идея. А сейчас я сделал уже второй рояль. Необычный, сборный из немецкого белого пластика. И большое преимущество такого инструмента в том, что на все вопросы организаторов выступлений по поводу рояля на сцене, мы отвечаем: он всегда с нами. Я очень хочу, чтобы на моих концертах всегда звучала красивая живая музыка!
Полная версия статьи